ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ
Консилиум - это один из методов работы психологической службы, совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на учащегося.
Задачи консилиума:
- выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении школьников;
- разработка программ воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития;
- консультации в решении сложных или конфликтных ситуаций.
Принципы работы консилиума:
- максимальная педагогизация диагностики, приоритет педагогических задач;
- этическая позиция участников консилиума определяется принципом "не навреди". Постановка диагноза не должна наносить морального ущерба личности школьника, снижать его самооценку, углублять разногласия с родителями и сверстниками; строго должна соблюдаться тайна психолого-педагогического диагноза.
Функции консилиума:
1. Диагностическая:
- распознание характера отношений в учении и поведении школьника;
- изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе;
- выделение доминанты нравственного развития:
- определение потенциальных возможностей и способностей учащихся.
2 Воспитательная:
- разработка воспитательных мер, рекомендуемых учителям, родителям, ученическому активу, общественности;
- непосредственное воспитательное воздействие на личность учащегося в ходе беседы.3. Реабилитирующая:
- защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.
Реабилитация может быть:- семейной, в процессе которой педагог стремится повысить статус ребенка в глазах его родителей как члена семьи;
- школьной, в процессе которой консилиум разрушает отрицательный стереотип ученика, сложившийся у классного руководителя или учителя-предметника.
Постоянные члены: :
- руководитель консилиума - заместитель директора по воспитательной работе, отвечает за организацию заседаний консилиума, контролирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса;
- инструктор консилиума - опытный учитель школы, обеспечивает содержательную работу консилиума: организует сбор данных, проводит диагностические собеседования, режиссирует заседания консилиума;
- школьный врач (медсестра) информирует о состоянии здоровья учащегося, по рекомендации консилиума направляет на консультации к врачам-специалистам;
- инспектор по делам несовершеннолетних - предоставляет информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне, о неблагоприятных семьях; активно участвует в собеседовании с учащимися и их родителями;
- специалисты-консультанты - работники кафедр психологии и социологии РИРО, врач-психоневролог или психиатр - приглашаются по мере необходимости.
Временные члены - лица, приглашенные на данное заседание: :- классный руководитель: дает характеристику учащемуся, формулирует его проблемы, активно участвует в собеседовании, выполняет рекомендации консилиума;
- член родительского комитета класса: информирует о микроклимате класса, семьи учащегося, оценивает работу классного руководителя, участвует в собеседовании и выполняет рекомендации консилиума;
- референтное лицо - педагог, пользующийся авторитетом и доверием обсуждаемого ученика, помогает "разговорить" ученика, снять барьеры в общении, участвует в собеседовании, может быть подключен к выполнению рекомендаций консилиума.
- Заседания проводятся один раз в два месяца (кроме экстренных случаев). Сначала проходит подготовительный этап, сбор предварительных диагностических данных.
- ставится педагогический диагноз, включающий в себя определение доминанты отклоняющегося развития и ее основные причины;
- выявляются положительные стороны личности, на которые можно опереться при выборе мер воспитательного воздействия;
- обсуждаются меры воздействия, вырабатываются рекомендации родителям, классному руководителю и другим участникам воспитательного процесса.
На самом заседании:
1. Заслушивается характеристика учащегося, предлагаемая классным руководителем, в присутствии родителей. Характеристика дополняется сведениями о здоровье учащегося (дает школьный врач, уточняют родители).
2. Проводится собеседование с родителями. Цель: выяснить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей, степень их авторитетности для ребенка.
3. Приглашается ученик, происходит беседа с ним.
4. Заключительная стадия:
- Документация консилиума:
- приказ о создании консилиума и утверждение его состава на текущий учебный год;
- журнал консилиума;
- диагностические карты учащихся, вызываемых на консилиум.
0 коммент.:
Отправить комментарий