20.01.2015

Новые формы воспитательной работы

Бесспорно, все содержание школьной жизни должно представлять школьнику возможности духовного возвышения. Но особо выделенное время школьной жизни и специально организованное дело, в ходе которого проходят дискуссии, диалоги, сообщения, выступления, дебаты, выводят школьников прямо на свободный выбор взглядов, мнений, суждений, оценок, идеалов. Таким образом, духовная деятельность приобретает характер так называемого воспитательного мероприятия.
в ходе воспитательного мероприятия педагог осуществляет тонкое психолого-педагогическое влияние. При этом он занимает скрытую педагогическую позицию. Это оказывается реальным только в том случае, когда педагог-организатор дела сам увлечен проблемами духовной культуры человека, обладает необходимым духовным развитием, является одним из участником коллективного размышления.
Практика современной школы богата разнообразием групповой духовной деятельности. Эти формы не нуждаются в длительной подготовке, они в основе своей гуманистичны и по своей организации очень просты.
Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния: во-первых, создает сильнейшее поле эмоционального заряда, в которое попадает ребенок, приобретая при этом опыт эмоциональных переживаний. Во-вторых, оно концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего и содеянного, высвечивая социально-культурную ценность во всей общечеловеческой пленительной значимости. В-третьих, реальное взаимодействие ребенка подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для подростка крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство «своей» группы, где только он и способен ощущать свое «я» среди других и осознать себя как некую индивидуальность. Наконец, в деятельности группы легко и незаметно формируется умение взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.
Презентация мира

Эта форма групповой деятельности является лишь одним из элементов общей системы духовного становления школьника.
Избирается любой предмет из окружающей школьника действительности (бессмысленно избирать нечто лежащее за пределами реальности, например, тостер, пуанты и т. п.), ставится вопрос о его роли в жизни человека, утилитарном и духовном предназначении, в том числе и вопрос о личном отношении к предмету. Этот предмет представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как некая ценность общечеловеческой культуры. Например, на драпированном столике – очки, на красивом блюде – красное яблоко; через эпидиоскоп на экране – иголка с ниткой; на демонстрационном кубе – кусочек мела.
Педагог предлагает взглянуть на этот предмет по-новому, как говорится, свежим глазом, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, подойдя от обратного, представить жизнь без этого предмета. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки (может быть впервые осторожно и бережно), демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими. Не страшно, если ребенок, показывая почтовый конверт, скажет только «для писем»; ничего плохого нет в том, когда ребенок в кувшине видит лишь «сосуд для молока» – это все тоже социальное предназначение и участие предмета в социальной жизни. Мысль детей обычно довольно скоро подымается до духовных вершин, «почтовый конверт» служит «любви», «помощи», «поддержке другому человеку», а «кувшин» становится средством «добра», «общения», «заботы».
Предметом презентации могут стать явления, события, факт, процесс. Но на первых порах лучше всего начинать с вещей, непосредственно находящихся вокруг. Дети и сами могли бы предлагать такие предметы, открывая в них скрытые отношения, вознося их на пьедестал жизненных человеческих ценностей. Если группа небольшая, то возможен вариант поочередного предъявления предмета индивидуально каждым участником: тут интересен индивидуальный выбор и веер таких выборов.
«Презентация мира» может выступать частью какой-либо программы (на вечере, на поляне в лесу, на уроке).
Приглашение к чаю

Испарилось кондитерское содержание, но осталась форма, сохранив себя самое, и наполнилась новым содержанием.
В «Приглашении к чаю» много символического, во-первых, чайная чашка, передаваемая из рук в руки: кого бы ты из всех сейчас хотел бы пригласить на чай? Во-вторых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь, о чем с ним хотел бы поговорить, что ему скажешь, что услышать бы хотел в ответ. В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знак симпатии, уважения, признания достоинств желаемого партнера для общения и момент принятия ее избранным партнером как благодарность за интерес к своей личности. в-четвертых, чайная чашка пуста, и не ведется разговор о продуктах, угощении, сластях, а происходит лишь общение, которое объявлено целью встречи. Наконец, в-пятых, музыкальное сопровождение (например, «Приглашение к танцу» Вебера) как будто отражает душевный настрой, как будто сообщает о состоянии и приглашающего, и приглашенного.
Это похоже на игру, но это не игра. Это похоже на раздумье, но это не раздумье как таковое. Это похоже на свободное общение, но здесь господствует алгоритм. Трудно квалифицировать такую форму группового дела. Название вечера «Приглашение к чаю», сегодня перерастает в нечто новое: «Приглашение в космос», «Приглашение к совместной работе», «Приглашение в театр»... Может быть, примет общую форму «Приглашаю».
Здесь много психологического: выбор происходит на глазах группы, следует найти мотивировку, необходимо пластически исполнить требуемое и не оказаться в неудобном положении. Тут сгусток этических проблем: нельзя никого обидеть, производя выбор; нельзя грубо произнести приглашение, следует продумывать формулировки обращения. Педагог может оказывать помощь, но она не должна быть явной. Тонкие корректировки педагога должны быть деликатными и почти незаметными для детей. Это сделать нетрудно, потому что дети в этот момент основное внимание направляют на личностный выбор, а сопровождающие его слова, скорректированные педагогом воспринимаются как второй план действий. Но корректировать можно и выбор: если педагог скажет: «Ты не забыл, что у нас кроме мальчиков есть в классе и девочки?», – то эти слова открывают для мальчика канал выбора. «Приглашение к чаю» обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы, смягчения взаимных отношений некоторых детей, психологического раскрепощения отдельных детей.
самой трудной стороной этого группового дела выступает тон педагога и стиль его поведения, именно от педагога, его педагогической технологии зависит исход этого группового дела: мягкий, добрый, веселый, уверенный, воодушевляющий тон учителя и спокойный, элегантный, простой и располагающий стиль его поведения сыграют свою позитивную роль.
Сократовская беседа

«Сократовская беседа» – это одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых расхожих суждений.
Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучающего учеников путём постановки системы вопросов.
К предложенному суждению или вопросу учитель и ученики ставят ряд предварительных вопросов, от решения которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске, но на них не ищут правильного ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собственный выбор. Суждения предлагаются с учётом конкретных педагогических обстоятельств и уровня воспитанности детей. Например, «Хорошо живётся на свете эгоисту», «Всегда ли надо отстаивать истину?», «Одиночества не боится сильный», «Свободен ли дикарь?».
Однако, чтобы беседа была плодотворной, необходима своеобразная разминка-подготовка к интеллектуальному усилию. Она состоит из попыток оценить предварительные вопросы к суждению повседневного, житейско-обыденного порядка: «Полезно ли ходить босиком по земле?», «Всегда ли надо солить пищу?», «Следует ли по утрам делать зарядку?», «Надо ли чистить зубы?». Так как в этих вопросах не оговорены частные условия: о человеке ли идёт речь? В какое время года? Какова мера?, – то, несомненно, дети поставят много предварительных вопросов к предъявленному вопросу. Первые успешные шаги в разминке послужат большим стимулом к последующему духовному усилию, возможно, финалом «сократовской беседы» станут индивидуальные поиски ответа на поставленный вопрос. Под тихую музыку в течение нескольких минут ученики пробуют выразить в письменных формулировках свой выбор.
Количество участников – в пределах одного класса либо параллели. Темы: «Деньги ли главное в жизни?», «Человек проявляет своё я», «Самое страшное наказание – одиночество».
Корзина грецких орехов

«Грецкий орех» – зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед школьниками.
«Корзина грецких орехов» – это разговор о том, что заботит школьника, перед чем он останавливается в раздумье, с чем не может пока справиться, вопросы крепкие, как грецкий орех, который не расколешь без инструмента и без особых усилий.
Дети «бросают» в корзину (произносят один за одним, передавая корзину или подходя к ней) мучительные неразрешимые ситуации или случаи, отношения или желания, свои качества или черты других людей, непонятные для них. Никто не даёт никаких советов, не предлагает ответов, внутренняя реакция участников остаётся тайной каждого, о ней можно догадываться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка  по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины.
Бесспорна решающая роль психологического климата этого нового дела: доброжелательность, деликатность, сочувствие и понимание – вот черты благоприятного климата. Они зависят от тона педагога, от характера речевого обращения к детям, от манеры слушать и от общей поведенческой стилистики педагога. Имеют значение даже детали: как выглядит символическая «корзина», каков интерьер помещения, как организуется поочерёдность детей в высказываниях, как будет обставлен «момент опускания» в корзину «грецкого ореха», будет ли в руке каждого реальный «грецкий орех» или будет единственным, передаваемым из рук в руки.
Конечно, «корзина грецких орехов» – это доверительный разговор, эта форма может быть отдельным приёмом. Игровая деталь создаёт детям психологическую опору, снимает зажатость и, безусловно, стимулирует активность.
Волшебный стул

Цель группового дела – развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности. Присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза. Все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.
Дети называют качества (умный, нежный, добрый) или указывают на поведенческие характеристики (он всегда помогает и т. д.), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность (когда я болел, он ко мне приходил). Для старших школьников очень важны провозглашения достоинств внешнего портрета (красивая, грациозная, сильный).
Такого рода упражнения не бесплодны, они помогают обрести уверенность в себе, поднимают школьника к осознанию себя как носителя достоинств, изменяют его положение в группе. В итоге переориентируют внимание детей с недостатков на достоинства.
«Волшебный стул» проводится неоднократно, чтобы через момент возвышения прошёл каждый ребёнок, тон задаёт педагог, его педагогическая техника (голос, мимика, пластика) как бы лепят эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, кто находится в комнате, и пробуждая желание сказать любому что-то ободряющее и возвышающее его как личность.
Не следует бояться пауз, тишины, когда дети молчат, не находят ответа на вопрос, какие достоинства они видят.
Философский стол

Быть философом – значит отдавать себе отчет в собственной жизни. Содержание «философского стола» самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующий мир. назначение данного группового дела и заключается в развитии у школьника умений всматриваться в текущую действительность, обнаруживая объективные закономерности в частном и случайном.
К общим вопросам жизни относятся такие, как «Жизнь и смерть», «Счастье и смысл жизни», «Свобода и долг», «Цена и ценность», «Человек и природа», «Жизнь женщины и жизнь мужчины», «Труд и творчество», «Истина и добро», «Красота в жизни человека».
Предметом размышления может стать и узкий вопрос, однако он обсуждается в аспекте философском: «Конфликт с родителями», «За что следует уважать стариков?», «Безобидна ли неряшливость?».
Предметом обсуждения может стать одно понятие (например, добро), один вопрос (что такое свобода?), одно суждение (например, духовность – это сопричастность жизни). составляется программа «стола» в виде трех-пяти вопросов. Эти вопросы логически связаны и, тем самым, определяют движение коллективной мысли в деловом разговоре. Предположим, группа учащихся собирается обсудить категорию совести. вопросы, предварительно выдвигаемые, могли быть такими: что такое совесть? Приведи пример жизненных явлений, связанных с совестью человека. Как узнать о наличии или отсутствии совести? Можно ли развивать совесть у себя и у других? что делать, когда нет совести? Что ты понимаешь под «муками совести?» Вопросы оглашаются задолго (за неделю) до «философского стола». Педагог договаривается с некоторыми учениками о том, что они возьмут на себя начало обсуждения какого-то одного вопроса. рекомендует посмотреть книги, словари, газеты, журналы, вспомнить кинофильмы, театральные спектакли, стихи, живописные полотна, песни, в течение недели ученики могут побеседовать на эту тему с родителями, приятелями, продумать свои жизненные события и наблюдения или специально организовать наблюдения за людьми на улице, в общественных местах, в магазине.
«Философский стол» оснащается портретами философов, их афористическими изречениями, украшается ритуалом зажжения свечи как символа живой мысли, музыкой, помогающей создать необходимое психологическое состояние. Располагаются участники разговора по кругу – имитируя «круглый стол», где все – равные участники беседы, только одному ведущему даются некоторые дополнительные полномочия организационного плана.
Участие педагогов в «философском столе» обязательно, но следует сделать все, чтобы исключить момент поучения, наставления.
Полезно приглашать на «философский стол» учащихся на год моложе, чтобы ознакомить их с такой формой и более плодотворно в будущем устраивать такого рода дискуссии.
Эффективным приемом для стимулирования духовной активности детей является разделение всех участников на две группы: одна – выдвигает суждения, другая – оппонирует предлагаемые решения.
Открытая кафедра

«Открытая кафедра» – это одна из ступенек взросления школьника, пусть маленькая и несущественная, однако значительная. На открытую кафедру восходит школьник в роли гражданина мира, человека, жителя Земли: он говорит о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в мире, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством.
Данная формула импонирует старшему подростку и юношеству, отвечает его потребности в активном преобразовании жизни, его романтическим мечтам о возведении дворцов, его острому желанию вмешиваться в реальность, содействовать изменению ее.
Выходя на открытую кафедру, школьник опирается на свое воображение, скорее, играя роль в воображаемой ситуации перед всем миром, чем обращаясь непосредственно к сидящей публике.
Это один из способов вывести школьника на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи своего я с всеобщей жизнью.
Учитывая эмоциональность юношества, кратковременность их переживаний, нетерпеливость и резкие перепады в настроении, педагог сводит до минимума подготовительную работу, чтобы школьники приняли участие в «открытой кафедре» на уровне высокой психологической активности, иногда достаточным является подготовка помещения, интерьера, объявления и приглашения всех желающих. Важно, чтобы максимально соблюдался принцип добровольности: на кафедру свободно восходит тот, кто сам изъявляет желание публично высказать свое мнение.
Отправным моментом мог бы стать вопрос: «Что я сказал бы, если бы..». Варианты поставленного вопроса: «Если бы в моей власти было изменить мир», «Если бы меня услышало человечество», «Если бы все государственные деятели сидели передо мной».
в случае необычайных событий в школьной жизни или в общественной жизни «открытая кафедра» предоставляет возможность гражданского отклика на случившееся. Этот отклик инициирует духовные усилия каждого школьника, ставя его перед выбором отношения к свершившемуся самим фактом широкого спектра мнений, разворачивающихся перед ним. Участвовать в «открытой кафедре» могут и педагоги, предварительно обдумав тактику, чтобы не подавить свободы детей и не навязать им своей жизненной позиции. Такое участие дети приветствуют, очень внимательны к суждению педагога, нередко благодарят его за то, что выступление на «открытой кафедре» помогло им решить для себя какой-то трудный вопрос. Зная это, педагоги должны основательно готовиться к такому простому внешне делу.
Защита проекта

В этой групповой деятельности школьник проявляет себя как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни.
Тематику проектов диктует сама действительность. Вот примеры: «Наша школа через 50», «Классная комната, построенная мною», «чем будет заниматься школьник через 100 лет», «Внешний образ учителя и ученика в будущем веке», «Школьный двор моих внуков».
Первоначально можно создавать свободные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя-докладчика, критика-оппонента, союзника, пропагандиста, финансиста. Обсуждение проекта, таким образом, запрограммированно в его церемониале, содержание же остается свободным и непредсказуемым, позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться и от групповых проектов, обращаясь к обсуждению индивидуальных вариантов творческих картин будущего. Объявление о предстоящем состязании должно быть ярким, красочным, веселым и добрым, чтобы каждому школьнику захотелось создать свой проект-мечту.
Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: «За самый смелый проект», «За самый изящный проект», «За самый обоснованный проект», «За красивый проект».
Диалог с веком

Быть на уровне современности – это жить в контексте общечеловеческой культуры, история развития которой не отбросила в прошлое духовные достижения, а внесла их в нашу жизнь.
Диалог ведут школьники с представителями разных веков. Образ прошлого века преподносит школьнику произведения искусства любого вида и жанра, чаще всего это живописный портрет, но не исключен и музыкальный, скульптурный, поэтический портрет.
Материалом может стать все, что имеется в школе: репродукция, слайд, фотография. Не имеет значения авторитет и статус художника. Здесь главное – представительство века, отраженное в портрете. Он экспонируется на экран, и тогда все дети ведут беседу с одним героем, а вернее, беседы, так как школьник индивидуален в восприятии и проявлении. Беседа ведется тихо, «глаза в глаза», «наедине» – субъект ХХI века с субъектом века прошедшего. Если разговор состоялся и автор хочет его обнародовать, то диалог воспроизводится при всеобщем внимании и инструментованном педагогом интересе. Поясним последнее: подростку в ранней юности при всей центрированности на своем «я», не свойственен интерес к рядом находящимся людям, этот интерес следует развивать и культивировать, отмечая все своеобразные черты проявлений личности рядом сидящих. Вот почему мы говорим об инструментовке интереса: его еще нет, но мы его порождаем, оформляем, подчеркиваем; чтобы разговор с представителями иного века начался, детям предлагают задать персоне один вопрос, любой, первый пришедший в голову. А далее – пристально вглядеться в лицо героя и услышать ответ. Разумеется, на ответ бросить реплику из нашего века и  вновь ждать последующего ответа.
Психологическими условиями «диалога с веком» являются доверительные взаимоотношения, звуковая изоляция каждого во время воображаемой беседы, создаваемая за счет музыкального фона (музыкальное произведение тщательно отбирается), а также световое поле, открытое для персон прошлого: яркий свет не может смутить героя, позволяющего разглядывать себя не один век, – и скрытое для современника, еще не привыкшего к публичному вниманию. Беседы, которые поведут дети, не равнозначны по их духовной насыщенности. При острых материальных нуждах семьи дети несут в себе экономическую озабоченность и выплескивают ориентированность на материальные ценности («Милая сеньора, как мне нравится Ваше платье!»). В этом нет ничего страшного, продолжение беседы все равно выводит разговор на проблемы духовные, педагог должен слегка помочь ребенку («Что же она в ответ сказала? Она с тобой согласилась или возражает?» Если художественное полотно сохранило бессмертный облик личности великой, то диалог модифицируется в «диалог с великим».
великим мы называем человека, достоинство которого превышает меру обычного, по масштабам влияния на развитие жизни далеко выходит за пределы общераспространенного.
Откажемся от примитивного использования персоналий выдающихся личностей в качестве примера для детей: будьте как… Во-первых, потому что великий человек уникален и неповторим; во- вторых, столь же уникален и неповторим и ребенок, который, в итоге, может и должен остаться самим собой. Обращение к материалам персоналий обусловлено необходимостью создавать у детей широкий образ жизни, достойной человека, и широких возможностей человека как такового.
Обратимся к облику Марии Николаевны Ермоловой, великой актрисы, начавшей свой путь со скромного рядового работника сцены, с завидным упорством и похвальным трудолюбием работающей над собой, изучающей немецкий и французский языки, осваивающей игру на фортепьяно, пластику, риторику, философию, и закончившей свое творчество на вершине профессионального мастерства, потрясая сердца людей (об этом говорит множество фактов).
Представшая перед детьми на портрете художника В. Серова, великая актриса не взывает к подражанию, но лишь к удивлению и восхищению: вот какие люди бывают! И когда школьник попробует повести с ней диалог («Уважаемая Мария Николаевна, скажите, пожалуйста...), он, по сути, поведет диалог сам с собой. Но персона великого определит усилия школьника по поддержанию собственной планки поведения и жизни.
Диалог с великим базируется на фактах, предоставляемых детям в рассказе педагога. Интересно вести разговор с человеком, чьи поступки известны, чья деятельность обрисована. Поэтому педагог, наряду с наглядно-художественным обликом великого, развертывает вербально иллюстративный поведенческий или характерологический материал персоны. Двух-трех ярких событий бывает достаточно, чтобы у детей появились вопросы и родилось желание вступить в общение с великим. Противопоказание к этой форме работы – отсутствие у педагога личного желания говорить с веком или с великим. При таком показателе не спасет ни методика, ни технология, а воспитательные результаты могут быть непредсказуемо отрицательными.
Разброс мнений
«Разброс мнений» – это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Суждения могут быть самыми разными, неожиданными. Никаких границ для выражения мнений не существует, каждый имеет право сказать то, что хочется, что «приходит в голову».
методическим ключом этого дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Их прочтение и произнесение вслух инициирует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент беседы иметь что сказать, потому что определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос.
Вот вероятные формы первоначальных инициирующих мыслительную активность детей недописанных фраз: «Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...», «Мне кажется, что в этом вопросе больше всего меня смущает то, что...», «Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...»
Педагог представляет детям высказать свое мнение по определенной теме: «Что вы думаете о...» – либо ставит вполне конкретный вопрос: «Считаете ли вы, что...». Обсуждаемые вопросы: «Человек и его одежда», «что такое хорошая жизнь и хороший человек в ней?», «Нужна ли мне книга?», «Как человек проводит каникулы?», «Когда я очень разозлюсь…», «Родители и я», «Красота, меня окружающая». возможен разговор о только что происшедшем в классе, школе, обществе.
Методическая сторона этого группового дела предельно проста и сводится к выдвижению интересного для детей вопроса и подготовке карточек. Число карточек непременно равняется числу участников дискуссии. На карточке (плотный картон, лучше цветной) четкий текст фразы – первые слова. Условия игры следует соблюдать.
Педагогическая трудность: необходимо создать благоприятный психологический климат в группе, чтобы каждый участник был психологически свободен, и чтобы мнение каждого воспринималось как предмет интереса. Тональность разговора, максимальная доброжелательность, психологическое поглаживание, подбадривающие реплики, подкрепляющие психологические оценки, ритмичность построения беседы и даже расположение всех членов группы (по кругу) – все это имеет огромное значение и для успеха дела. Центральное условие: принимается мнение каждого как некоторая ценность, не подлежащая оценке «правильно – неправильно». «Разброс мнений» – очень оперативная и гибкая форма организации группового дела, удобная для обсуждения конфликтных ситуаций, для выявления группового общественного мнения, его можно использовать перед тем, как приступить к большому делу или при подведении итогов большого дела.
Театр-экспромт
В этом деле принимают участие абсолютно все дети группы и делают все легко, весело, успешно. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, предполагает сиюминутное созидание, несовершенное, не очищенной формы, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре, никто не знал, какая у него будет роль – поэтому его поведение свободно.
Театр-экспромт в качестве ведущей имеет психологическую задачу. Она состоит в раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства.
Методика организации театра-экспромта предельно проста, составляется текст для «голоса за кадром», обычно – сказочный, фантастический, детективный, так, чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом фиксируются все персонажи, обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди детей. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром».
Надо, чтобы в пьесе было много действий, сменяющих одно другим, чтобы поворот событий был неожиданным и, в итоге, веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления.
Пять минут с искусством

Это гибкая, легкая форма приобщения детей к искусству, в ней реализуется, прежде всего, исходный принцип «малой дозировки»: коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначально организуемое общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным в целях предотвращения утомленности и отстраненности от демонстрируемого произведения.
Дети в течение коротких, но насыщенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление, даже если речь идет о всемирно известном художнике, композиторе, скульпторе.
Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место, момент представления произведения, вступительное слово для психологического настроя, расположение педагога, видимого детьми в момент восприятия художественного восприятия художественного произведения, заключительный аккордно-финальный момент. Очень важна и поставленная перед детьми перспектива будущей «пятиминутки»: «В следующий раз мы с вами…»
Содержание зависит целиком от запасника школы: наличия репродукций, фонозаписей, слайдов, художественных альбомов, фотографий и т. п.
Принципы отбора могут быть самыми разными: в связи с юбилейной датой, в связи с учебным материалом, в соответствии с настроением, хронологический, тематический, жанровый.
Наилучшим методическим решением является двойной художественный ряд (аудио-визуальный), когда одновременно демонстрируются разновидовые произведения и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатлений. Например, картина Боттичелли «Весна» – музыка Вивальди, портрет Струйской кисти художника Рокотова – ноктюрн Шопена. Дети получают сильное впечатление, положительные эмоции обусловливают желание повторных минут эстетического наслаждения.
Назначение «Пяти минут с искусством» не в изучении шедевров, а в развитии способности воспринимать шедевры, поэтому акцент педагогического внимания ставится на процессе представления произведений искусства более, чем на самом содержании: продумывается место демонстрации, освещение, временной период восприятия, финальный аккорд восприятия, первые и заключительные слова ведущего, способы создания психологического благоприятного климата.
возможно, дети, увлеченные такими приятными минутами общения с искусством, станут приносить в школу репродукции, пластинки, скульптурные копии, фотографии, книги. Такую активность следует поощрять и помогать вести «Пять минут с искусством» этим детям, через некоторое время в коллективе заметно повышается интерес к искусству, растет лидерство тех, кто любит искусство, увеличивается количество детей, желающих заниматься художественной деятельностью. Но самое главное – преобразуется в сознании школьника образ достойного человека и его достойной жизни.
Проблемы и аргументы

Это командная состязательная форма духовной деятельности школьников. Назначение этой формы – в развитии способности оценивать реальную действительность во всем многообразии ее проблем, свое место в этой реальности и свои отношения к отдельным объектам раскрывающейся для школьника жизни. Момент осмысления выступает одним из факторов, побуждающих школьника к саморегулированию своего поведения.
Организуются две команды, две группы, два класса. Поочередно выступая то в роли «аналитиков», то в роли «прагматистов», команды рассматривают один из жизненных вопросов с точки зрения правомерности заявленной проблемы и с точки зрения ее решения. представители команд выбирают из «корзины проблем» карточку, на которой написаны слова, обозначающие какую-то проблему сегодняшнего дня, например, «Духовное и материальное в жизни человека», или «Мужчины и женщины», или «Иждивенчество детей в семье», или «Способности и талант человека». Команда «аналитиков» выдвигает ряд аргументов в пользу предложенной им проблемы, тем самым показывая объективность явления, команда «прагматиков» должна предложить ряд практических решений проблемного вопроса.
Как во всяком состязании, время для обдумывания строго ограничено, его отмечает по часам «хронос», иногда шутливо это лицо называют «счетчик». Главный арбитр жюри начисляет баллы за число и качество аргументов, а также за число и качество предложенных решений. конечно, такой подход кажется несправедливым, пока не произойдет смена ролей команд. Окончание первого тура состязаний означает смену названий команд: та, что выступала под именем «аналитиков», становится «прагматиками» и наоборот. второй тур сразу выравнивает условия, и принцип справедливости уже не вызывает сомнения.
В состязании могут принять участие и школьники из болельщиков, из публики. По окончании каждого из туров им предлагается внести свои аргументы или решения в пользу какой-то команды. Разгорается негласное состязание и между болельщиками.
Оценивает способности болельщиков один член жюри, и он же оглашает результаты, иногда останавливаясь на характеристиках деятельности болельщиков. «Счетчик» ведет общие подсчеты на большой доске или табло.
«Проблемы и аргументы» – очень гибкая форма, в нее можно влить любое проблемное содержание. Если вдруг педагогов стало волновать поведение детей по отношению к людям неординарным или странным, по отношению ко всему нетрадиционному, непривычному, то они могут воспользоваться игрой «Проблемы и аргументы», развернув перед детьми палитру самых различных проявлений «странного» человека, тогда игра получает особое название, скажем «…а не странен кто?».
В карточках школьникам предложено осмыслить с позиции аргументов и решений, как относиться к «странному» человеку, самые неожиданные проявления «странных» людей, предположим, такие: «Старуха идет в детской панаме», «Директор школы встречает учащихся в цыганском наряде», «Муж истратил всю зарплату на подарок жене», «Мальчик идет по улице и поет», «Девушка одна в лесу на поляне танцует», «Человек, не будучи дворником, метет улицу».
Содержанием обсуждения могут стать и проблемы школьной жизни, в ходе такой игры рождаются нередко интересные решения, которые не могут не учитывать педагоги.
методическая сложность игры – соблюдение темпоритма, четкий не сбивающийся ритм обеспечит активность всех участников. Достаточно быстрый темп предотвращает утомляемость: смена ролей команд, церемония изъятия из «корзины проблем» карточки с заданием, звучание музыкальной паузы для публики, пока команды ведут обсуждение, появление время от времени цифровых оценок жюри – все это способствует сохранению веселого, живого ритма. Игра проходит легко, не утомляет детей, число туров зависит от возраста участников, старшеклассники могут провести от 4 до 8 туров. Подросткам же рекомендуется не более 4 туров, следует тщательно продумывать формулировки проблем так, чтобы их лексическое содержание было понятно детям.
Выбор методов взаимодействия с учащимися при организации воспитательных меропиятий
Формы организации дискуссии

Метод всех возможных вариантов («дерево решений»).
Так называется техника, используемая для рационализации процесса принятия решений в ситуации, когда невозможно дать простой и однозначный ответ на поставленную задачу. Данная методика применяется также при анализе ситуаций и помогает достичь полного понимания причин, которые привели к принятию того или иного важного решения в прошлом.
Эта методика позволяет учащимся лучше понять механику принятия сложных решений, «переварить» противоречивые данные. Она помогает преподавателю с большей точностью в ненавязчивой форме оценить уровень базовых знаний и степень подготовленности учащихся.
Участники обсуждения детально анализируют все возможные варианты решений и выписывают в колонки преимущества и недостатки каждого из них, а также те проблемы, которые они могут за собой повлечь. В ходе обсуждения участники заполняют таблицу:
Проблема
Вариант 1
Вариант 2
Преимущества
Недостатки
Преимущества
Недостатки










Методика проведения обсуждения
1.            Вначале преподаватель ставит задачу для обсуждения.
2.            Участникам дается базовая информация по проблеме, исторические факты и т. д. (это также может быть частью домашнего задания накануне обсуждения).
3.            Преподаватель делит учащихся на группы по четыре-шесть человек. Каждой группе раздаются таблицы и яркие фломастеры. Преподаватель определяет время на выполнение задания (10–20 мин.).
4.            Работая в группах, учащиеся заполняют таблицу, записывая в колонки преимущества и недостатки каждого варианта, и принимают решение по проблеме.
5.            Представители каждой группы рассказывают о результатах. Преподаватель может сравнить полученные результаты.

Источник: Activities excerpted from training materials of Foundation for Education for Democracy, Podwalc 5/30, 00-252 Warsaw, Poland.
Свободные дебаты
(все участники имеют равное право голоса)

Свободные дебаты в больших аудиториях (до нескольких десятков участников) позволяют учащимся продемонстрировать свои знания, поделиться своим опытом, идеями. К сожалению, опыт проведения таких дискуссий показывает, что их организаторы сталкиваются с практически непреодолимыми трудностями, возникающими в силу следующих причин:
– нередко некоторые участники дискуссии (2–4 человека) «забивают» других, не давая сказать им ни слова;
– участники дискуссии часто отклоняются от заданной темы;
– сложно вести логически связную запись всех предложений и идей, высказываемых участниками свободных дебатов;
– непредсказуемость развития дискуссии препятствует достижению конструктивных решений.
Практика проведения подобных мероприятий показывает, что достичь оперативного обсуждения можно в группе, в которой не более двадцати человек. Обсуждение должен проводить хорошо подготовленный, опытный руководитель, обладающий значительным авторитетом среди участников.
Таким образом, свободными дебатами не следует злоупотреблять. Дальше мы расскажем о других формах проведения дискуссии, имеющих меньше недостатков. Время проведения свободных дебатов не должно превышать 45 минут.
Методика проведения обсуждения
1. При подготовке дискуссии ведущему (учителю) следует спланировать общий ход беседы. Он также должен сообщить участникам тему планирующейся дискуссии.
2. Открывая дискуссию, учитель (или другой специально подготовленный человек) рассказывает о ее теме и представляет план проведения обсуждения. Это вступительное слово не должно превышать 3–5 минут.
3. Ведущий следит за регламентом и ограничивает выступления участников 3–5 минутами (5 минут на первое выступление, 3 минуты на каждое последующее). Он старается вовлечь в дискуссию как можно большее количество участников, предоставляя им слово. При необходимости ведущий напоминает участникам о повестке дня, регламенте и соблюдении приличий во время дебатов.
4. По ходу дискуссии ведущий выносит на обсуждение последующие пункты повестки дня и подводит итоги по каждому пункту.
5. По окончании обсуждения ведущий подводит итог всему сказанному (или предоставляет такую возможность одному из участников), анализируя сходство и различие позиций по каждому вопросу. Подводя итоги, можно использовать таблицу, составленную во время дискуссии, начертив ее на большом листе бумаги или увеличив с помощью проектора.
Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу (Panel Debate)
(несколько человек обсуждают проблему в присутствии аудитории)

Такая форма проведения дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Группа из трех-пяти человек ведет дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников. Зрители вступают в обсуждение позже, они или высказывают мнение, или задают вопросы участникам беседы.
Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу дает возможность четко выразить разные точки зрения по заданной теме. Однако не следует забывать, что основные участники обсуждения должны быть достаточно компетентны в данной области и хорошо подготовлены к конкретной беседе. Важно также, чтобы личные качества основных действующих лиц не отвлекали внимание от темы дискуссии и чтобы все участники имели равные возможности высказать свою точку зрения (выступление не должно продолжаться более 3–5 минут). Ведущий должен следит за тем, чтобы участники дискуссии не отклонялись от заданной темы. Продолжительность дискуссии не должна превышать 1,5 часа.

Методика проведения дискуссии
1. Ведущий определяет тему дискуссии, приглашает основных участников, оговаривает условия проведения дискуссии (продолжительность выступлений и т. д.).
2. Ведущий рассаживает участников дискуссии таким образом, чтобы «зрители» сидели вокруг стола основных действующих лиц (т. е. столы «зрителей» должны быть расставлены буква «П»).
3. Ведущий начинает дискуссию: представляет основных участников дискуссии и объявляет ее тему.
4. Первыми выступают основные участники. Их выступления продолжаются не более двадцати минут, после чего ведущий приглашает остальных участников принять участие в обсуждении. При необходимости ведущий напоминает участникам о повестке дня, регламенте и соблюдении приличий во время дебатов.
5. По окончании дискуссии ведущий подводит итоги, дает краткий анализ высказываний основных участников.
Обсуждение в форме дебатов

Дискуссия в форме дебатов может быть использована в том случае, если обсуждается сложная или противоречивая проблема, мнения участника уже четко определены и резко отличаются друг от друга. Цель использования этой формы дискуссии – научить ребят высказывать свою точку зрения спокойно, в дружелюбной манере и форме. Участники дискуссии должны суметь привести аргументы «за» или «против» обсуждаемой идеи и постараться убедить оппонентов в правильности своей позиции, а не просто наброситься на них с нападками (вот почему очень важно пресекать любые персональные выпады в сторону собеседников).
Время выступления каждого участника во время дебатов ограниченно одинаково для всех. Решившись на такую форму проведения дискуссии, мы должны быть готовы к тому, что оценки многих участников будут носить субъективный характер. В условиях современной демократии телевизионные дебаты стали одной из наиболее распространенных форм знакомства избирателей с кандидатами во время предвыборных кампаний.

Методика проведения дискуссии
1. Ведущий делит участников на две группы (число групп зависит от числа возможных точек зрения на проблему). Участники или сами выбирают, какую точку зрения они буду отстаивать, или распределяются по группам по жребию.
2. Ведущий рассказывает о теме дебатов и о правилах проведения дискуссии: время на подготовку в группах (10–15 минут), общее время на выступление группы в дебатах (15 минут). Представители групп выступают поочередно, каждая группа имеет право на три выступления.
3. Во время подготовки учащиеся распределяют роли между членами группы и решают, как лучше распорядиться отведенным временем. Представители одной группы могут задавать вопросы представителям других групп, а также комментировать аргументы своих оппонентов. Группы могут использовать рисунки, схемы и другие наглядные пособия. Представители групп должны договориться об очередности своих выступлений.
4. Ведущий начинает дебаты, предоставляет участникам слово, следит за регламентом.
5. В завершении дебатов можно провести опрос среди участников тайным голосованием.
Дискуссия в форме симпозиума

Как и дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, данный вид дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Эта форма обсуждения позволяет специалистам-профессионалам поделиться своими знаниями и опытом с аудиторией, не превращая свое выступление в долгую и нудную лекцию. Она также облегчает диалог между слушателями и лектором.
Два или три лектора (специалисты или просто хорошо разбирающиеся в предмете люди) в краткой форме высказывают свою точку зрения на проблему. Максимальная продолжительность выступления каждого лектора не должна превышать 10 минут. Затем двадцать минут отводится на общее обсуждение.
Дискуссия в форме симпозиума особенно эффективна тогда, когда обходимо поделиться опытом, рассказать о результатах работы целой группы и т. д. В этом случае можно организовать целую конференцию, состоящую из нескольких логически дополняющих друг друга тематических блоков.

Проведение дискуссии
1. Для того, чтобы подготовить симпозиум, ведущий должен встретиться с лекторами и договориться о плане проведения презентаций, их тематике, регламенте.
2. Ведущий официально открывает дискуссию, рассказывает о предмете обсуждения и предоставляет слово основным участникам. Ведущий также следит за регламентом.
3. После выступлений лекторов ведущий предлагает всем желающим принять участие в дискуссии. Общее обсуждение продолжается 20–30 минут, причем одно выступление не должно превышать 2–3 минут. Ведущий старается вовлечь в беседу как можно большее число участников. При необходимости ведущий напоминает участникам о повестке дня, регламенте и соблюдении приличий во время дебатов.
4. По окончании общего обсуждения ведущий подводит итоги дискуссии в целом. Лекторы могут ответить на вопросы.
«Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» – это эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения в котором осуществляется путем свободного выражения мнения всех участников.
Этот метод был впервые использован около десяти лет назад сотрудником рекламного агентства Batter, Barton, Durstine and Osborn Алексом Ф. Осборном. Он определил «мозговой штурм» как метод, позволяющий группе людей использовать свои интеллектуальные возможности для быстрого и эффективного решения поставленных задач на манер войск быстрого реагирования (коммандос).
За последние годы этот метод стал настолько популярен, что его начали регулярно использовать даже такие крупные компании, как Дженерал Электрик, Дюпон, Ю Эс Стил, Ай-Би-Эм. Его также приняли на вооружение государственные структуры и общественные, неправительственные организации.
Принцип «мозгового штурма» прост. Вы собираете группу людей, ставите им задачу и просите всех участников обсуждения высказывать свои мысли по поводу решения этой задачи. Никто не имеет права высказывать на этом этапе свое мнение об идеях других участников «штурма» или давать им оценку.
Как показывает практика, путем «мозгового штурма» всего за несколько минут можно получить несколько десятков идей. Количество идей не является самоцелью, а лишь служит основой для выработки наиболее разумного решения. В «мозговом штурме» без какого-либо давления должны принять участие все присутствующие. По мнению специалистов «мозговой штурм» можно считать удавшимся, если высказанные во время первого этапа пять или шесть идей послужат впоследствии базой дли потенциальных решений проблемы.

Методика проведения дискуссии
1. Ведущий выбирает тему дискуссии и приглашает участников.
2. Ведущий ставит участникам «мозгового штурма» задачу, рассказывает о его правилах:
?   цель «штурма» – предложить наибольшее количество вариантов решения задачи;
?   заставьте работать свое воображение; не отвергайте никакую идею лишь потому, что она противоречит общепринятому мнению;
?   развивайте идеи других участников;
?   не пытайтесь дать оценку предложенным идеям – этим вы займетесь немного позже.
3. Ведущий назначает секретаря, который будет записывать все возникающие идеи. Во время обсуждения он устанавливает порядок выступлений, старается вовлечь в дискуссию всех присутствующих, следит за тем, чтобы все участники имели равные возможности высказать свое мнение. При нарушении кем-либо из участников правил проведения «мозгового штурма» ведущий немедленно вмешивается в обсуждение. Первый этап продолжается до тех пор, пока появляются новые идеи.
4. Ведущий объявляет короткий перерыв, чтобы участники перестроились на критический лад мышления. После перерыва начинается второй этап. Теперь участники «мозгового штурма» группируют и развивают идеи, высказанные во время первого этапа (причем список идей можно распечатать и раздать участникам). Рассортировав идеи по группам, участники приступают к их анализу, выбирая из большого числа лишь те, которые, по их мнению, могут помочь найти ответы на поставленные вопросы.
Теперь ведущий может подвести итоги дискуссии. Он спрашивает у участников, старались ли они действовать в командном ключе во время поисков решения. Если «мозговой штурм» не принес желаемого результата, следует обсудить причины неудачи.
Формы и методы педагогического
наблюдения и фиксирования

Систематическое изучение детей, наблюдение за их поведением, учет даже кажущихся на первый взгляд мелочей – главное в работе воспитателя. Отсутствие картотеки на учащихся Макаренко считал ненормальным фактом и сам вел постоянные записи наблюдений. «Хороший воспитатель, – говорил А. С. Макаренко, – должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явление кризиса или перелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах».
Поистине, «чтобы воспитать личность во всех отношениях, надо знать ее во всех отношениях». Существуют самые разные пути изучения личности. Лучший путь изучить личность – быть рядом с ней в любом деле. Наблюдение за ребенком в начальной школе – это изучение мотивов учебной и общественной деятельности; изучение во время участия в различных формах деятельности: на уроке, в общественных делах, в игре; во взаимоотношениях с товарищами; беседы с родителями.
Наблюдение за учениками 10–11 классов – включение в активную общественно-трудовую деятельность и наблюдение за выполнением учеником заданий, поручений; изучение высказываний оценочного характера на классных собраниях, диспутах, классных часах, в сочинениях; специальные методы изучения: анкетированный опрос, независимые характеристики (характеристики, составленные по единому плану на определенного ученика, группу или коллектив разными людьми независимо друг от друга); СОЦИОМЕТРИЯ (по форме – вид анкетного опроса, включающий в себя выбор: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? С кем бы ты хотел пойти в поход? Кому бы ты хотел доверить свою тайну?); РАНЖИРОВАНИЕ (расположение по значимости (по рангу) предлагаемой педагогом группы людей. Для этого в качестве критерия берется какая-то одна черта человеческой личности или характера (доброта, инициатива, авторитет среди товарищей, организаторские способности) или расположение по значимости предлагаемых педагогом черт личности, общечеловеческих ценностей, целей учения, целей жизни и т. п.).
Все эти методы способствуют изучению мнений учащихся, их интересов, их места в детском коллективе, выявлению лидеров.
Возможно использовать и некоторые методики изучения воспитанности, основанные на принципе свободного выбора. Здесь можно назвать такие методики, как «недописанный тезис», «тезис и мнение по тезису», «альтернативный тезис», «рассказ с ошибками», «сочинение», «недописанный рассказ», «тест-рисунок», «ассоциативный тест», «фантастический выбор». Такие методики интересны для ребят, а учителю дают богатый материал для создания представления об уровне воспитанности школьника. Следует, однако, помнить и соблюдать важные педагогические условия применения методик:
• соблюдение скрытой педагогической позиции и сохранение тайны педагогической цели;
• полное исключение педагогического давления;
• обеспечение максимальных условий для снижения взаимного влияния школьников друг на друга;
• сохранение анонимности полученных показателей, соблюдение тайны индивидуальных ответов учащихся как для них самих, так и для педагогов школы и родителей учеников.
Большую помощь в изучении личности ученика окажут педагогические консилиумы, дающие возможность посмотреть на ученика глазами разных учителей, а также видеть его рост.
При изучении личности учащегося учитель должен помнить, что современный воспитатель – исследователь, призванный прежде всего помочь ученику в формировании личности, раскрытии его способностей и реализации его возможностей, и чем внимательнее учитель изучает личность ученика, тем более успешно он сможет руководить воспитанием и самовоспитанием школьника.
Как же фиксируются результаты наблюдения, итоги опросов, анкетирования и тому подобное? Существует несколько способов.
Например, рабочий дневник. В нем классный руководитель записывает в алфавитном порядке фамилии учеников класса, оставляя на каждого ученика не менее шести страниц. На первом листе даем характеристику ученика, сведения о родителях, описание жилищных условий и т. д. На втором листе можно записать все, что касается здоровья ребенка, на третьем – заметки в сфере учения, на четвертом – досуга, на пятом – общения, на последнем, шестом – «семья». На этих листах отражаются следующие вопросы:
1. Каким образом изучался подросток?
2. Какие проблемы наиболее актуальны для него?
3. Способы работы по решению этих проблем.
4. Эффективность работ, замеченные изменения в развитии.
Можно использовать картотеку для учащихся (на каждого ребенка), куда вносятся материалы наблюдений, материалы диагностических исследований (сочинения, рисунки, анкеты, записи бесед с учеником), фиксируются изменения в поведении и характере ученика.
Возможно вести журнал воспитанности, в котором дается краткая характеристика сформированности качеств личности, а затем фиксируются изменения, которые отражают как развитие личности, так и процесс воспитания. Работа по изучению воспитанности не выходит за рамки допустимых норм рабочего времени учителя. Эта работа идет естественным ходом. В процессе того, что мы делаем, мы стараемся наблюдать и анализировать. Важно лишь иметь вкус к этой работе, постоянно вести педагогическое фиксирование, не упуская его за потоком дел.




0 коммент.:

Отправить комментарий

Arxiv

Həmkara Dəstək. Технологии Blogger.