30.01.2015

музыкальное образование
Петрова Марина Юрьевна, аспирант лаборатории музыки Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» соискатель г. Кострома ihorao@mail.ru Научно-исследовательская деятельность как фактор повышения педагогического мастерства учителя музыки (из опыта работы в системе дополнительного постдипломного образования) С позиций современного образования путь постоянного повышения профессионального мастерства (в частности – педагогического) понимается как один из наиболее значительных результатов профессионального образования. Эффективным направлением непрерывного повышения педагогического мастерства является привлечение учителей к научным исследованиям, что обусловлено потребностью общего образования во внедрении и творческом применении инновационных программ и методик обучения школьников. Учителям музыки, приобщающим современных детей к сложному миру музыкального искусства, когда в процессе обучения формируются и развиваются не только эстетический опыт и эстетическое сознание учащихся, но и их абстрактно- теоретическое мышление и творческая активность, важно быть готовыми к научно обоснованному раскрытию содержания музыкальных произведений (В.В. Алеев, Е.Д. Критская, Л.В. Школяр и другие). Между тем заложенный в программах научно- теоретический уровень преподавания музыки зачастую оказывается трудно постижимым для эмпирического мышления учителя, осваивающего и преподающего музыкальное искусство интуитивным способом, и требует повышения его педагогического мастерства. Проблема подготовки учителей к научно-исследовательской деятельности освещается в трудах В.В. Давыдова, В.И. Загвязинского, Б.М. Кедрова и др. В работах рассмотрены вопросы формирования исследовательских умений обучающихся в системе высшего и постдипломного педагогического образования учителей (П.Ю. Романов); освещены аспекты научно-исследовательской деятельности учителя музыки 2 (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова), вопросы подготовки студентов музыкально- педагогических факультетов к научным исследованиям (Э.Б. Абдуллин) и проблемы организации учебной деятельности школьников на уровне научно-исследовательской на уроках музыки в школе (В.О. Усачева, В.А. Школяр). Ряд современных ученых обращались к проблемам совершенствования педагогического мастерства учителя музыки (В. Г. Горяев, Г. П. Сергеева и др.). Исследование научных знаний позволило сформировать авторскую точку зрения на научно-исследовательскую деятельность и выявить ее роль в повышении педагогического мастерства учителя музыки. В нашем понимании научно-исследовательская деятельность учителя музыки должна носить практикоориентированный характер, опираться на интуицию, догадку, строиться, с одной стороны, на основе научного знания, а с другой – учитывать уникальный профессиональный опыт конкретного учителя музыки. Она направлена на познание реального музыкально-педагогического процесса и обусловлена его противоречиями. Важными и необходимыми составляющими научно-исследовательской деятельности являются абстрактно-теоретическое мышление и творческое воображение. Абстрактно- теоретическое мышление осуществляется в направлении от абстрактного к конкретному посредством логических операций анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации, обобщения. Следует отметить, что логическая операция анализа истолковывается нами не в традиционном смысле, как процесс мысленного разложения целого на составные части, а, согласно В.В. Медушевскому и В.В. Давыдову, как воскрыление к сути, восхождение к синкрезису как вершине познания, к живому, связному видению сути, как сведение различий внутри целого к единой порождающей их основе, к их сущности. Творческое воображение как основа научных предположений и экспериментов обеспечивает преобразование ситуации, участвует в нахождении новых оригинальных путей разрешения противоречий. Деятельность абстрактно-теоретического мышления и творческого воображения осуществляется в единстве и протекает в форме мысленного экспериментирования (т. е. опробования, преобразования) с познаваемым музыкально- педагогическим явлением, обогащая учителя музыки опытом сугубо практического свойства. В целом научно-исследовательская деятельность учителя музыки определяется нами как познавательный процесс, обусловленный проблемой раскрытия учащимся содержания музыки на основе закономерностей, вытекающих из природы искусства, и осуществляющийся путем мысленного экспериментирования с исследуемым материалом, его преобразования в направлении от абстрактного к конкретному; в этом процессе образуется новое профессионально и личностно значимое знание, а также формируются устойчивые мотивы повышения педагогического мастерства. 3 Модель подготовки учителя музыки к научно-исследовательской деятельности разрабатывалась с учетом специфики обучения в системе дополнительного постдипломного образования, обусловленной профессиональным опытом взрослых обучающихся, предметом «Музыкальное искусство» и особенностями его преподавания. Профессиональный опыт – это не только знания, информация, но и сложившиеся в психологии учителя музыки негативные стереотипы преподавания. С целью их изменения в основу модели обучения положен деятельностный подход, согласно которому обучающийся учитель музыки, преобразуя свою профессиональную деятельность, преобразует и самого себя (взгляды, отношения, способы деятельности), выступая как субъект своего профессионального развития. Готовность учителя музыки к научно-исследовательской деятельности определялась задачами формирования исследовательских умений и на их основе воспитания устойчивой мотивации учителя музыки к исследованиям и совершениям «открытий», к разработке и внедрению собственных идей, приемов в музыкально-педагогическую деятельность. В ряду принципов преподавания в первую очередь следует выделить: - принцип профессионально-имитационного моделирования, позволяющий проблематизировать содержание обучения; - принцип обобщения музыкальных знаний с целью выведения научных способов познания и преподавания музыки на основе закономерностей, вытекающих из природы искусства; - принцип синтеза научных знаний и профессионального опыта учителя музыки, предполагающий использование освоенных научных способов познания и преподавания музыкального искусства через самовыражение учителя музыки в методическом творчестве. Выделенные принципы ставят учителя музыки в позицию исследователя. Согласно выдвинутым принципам было сформировано содержание обучения, включающее совокупность научных музыкально-педагогических понятий как способов деятельности. Освоенные научные способы музыкально-педагогической деятельности суть исследовательские умения учителя музыки. Они содержат знания и навыки анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации, обобщения. Содержание обучения включало следующие исследовательские умения: превращать многообразие научной информации в сущностное знание; познавать музыкальное искусство и раскрывать школьникам его философско-эстетическое содержание; вывести главную мысль из опыта и описать ее в научно-педагогической статье. Их формирование обусловливает рост педагогического мастерства: от умелого использования рекомендаций науки к разработке собственных инновационных идей и приемов, методик и технологий, позволяющих оптимизировать 4 музыкально-педагогическую деятельность. С целью реализации деятельностного содержания обучения было проведено предварительное исследование эффективности подготовки и переподготовки учителей музыки Костромского региона, которое показало, что только 20–30% знаний, предлагаемых на курсах повышения квалификации, усваиваются и применяются учителями музыки в педагогической практике. Причиной неэффективности обучения явилась преобладающая традиционная лекционная форма обучения, которая ориентирует учителей не на самостоятельное творчество и поиск, а на репродуктивное воспроизведение методических приемов и не способствует изменению сложившихся у учителей музыки негативных стереотипов преподавания, а значит, и обновлению и преобразованию их музыкально- педагогической деятельности. Мы решили изменить условия обучения и осуществить переподготовку учителя музыки с учетом восхождения мысли от абстрактного к конкретному, т. е. в форме учебной научно-исследовательской деятельности, организованной на двух уровнях. Обучение осуществлялось эмпирическим путем, то есть от опыта. Приобретение первоначального эмпирического опыта происходило путем «опробования» в творческой мастерской. «Открытые» эмпирическим путем научные способы музыкально-педагогической деятельности дополнялись знаниями из научной литературы и обобщались в понятиях, поясняющих их определениях, музыкальных моделях, способах (схемах) деятельности, закономерностях. Освоенные понятия как способы деятельности творчески развивались в учебно-педагогической практике учителя музыки. Они модифицировались, преобразовывались, обогащались, получая новое содержание и воплощение в новых собственных идеях. Работа по формированию исследовательских умений учителей музыки осуществлялась на базе Костромского областного института повышения квалификации работников образования. В специально созданных условиях творческой мастерской учителя создавали модели музыкальных интонаций природных стихий и связанных с ними человеческих переживаний, исторических событий, сказочных сюжетов и обобщали свою работу в научном способе исследования музыкального искусства, который имеет следующее содержание: анализ собственных представлений и впечатлений и выявление общего для всех людей; создание обобщенного образа – идеи будущего произведения; подбор средств выразительности для материального воплощения образа; обобщение содержательной и форменной сторон в модели музыкальной интонации (как сущностном знании); исследование содержания нового музыкального произведения на основе полученного сущностного знания. Учителя обозначили свою деятельность понятием 5 «моделирование художественно-творческого процесса», которое определили как путь познания музыкального искусства и раскрытия школьникам его философско-эстетического содержания, осуществляющийся как процесс мысленного экспериментирования с музыкальным материалом в направлении поиска от содержания к форме. В музыкально- педагогической науке он разработан и предложен Л. В. Школяр в качестве принципа, отражающего природу искусства и природу познания в их единстве. Понятие «моделирование художественно-творческого процесса» содержит способ познания, который позволяет отразить объективный процесс саморазвития музыкального искусства и воспроизвести путь его становления. Учебная научно-исследовательская деятельность учителей музыки приобрела большую самостоятельность и креативность на втором этапе обучения, который проводился в дистанционной форме, – в учебно-педагогической практике. Учителя музыки проводили педагогический эксперимент по плану: постановка проблемы, выдвижение гипотезы и ее опытная проверка, творческое обобщение результатов исследовательской работы в научно-педагогической статье. Содержанием эксперимента явилось исследование и творческое решение собственной реальной проблемной ситуации учителя музыки. Владение научным способом исследования музыкального искусства позволило учителям применить его творчески, то есть модифицировать, преобразовать, обогатить новыми идеями, придать ему новое содержание и в результате разработать собственный прием раскрытия школьникам закономерностей музыкального искусства. Новый прием являлся научным вкладом учителя музыки в педагогическую практику и свидетельствовал о повышении педагогического мастерства. Так, в процессе учебной научно-исследовательской деятельности учитель музыки Шунгенской средней школы Костромского региона Н. В. Карпухина разработала авторский прием «моделирование оперы» для учащихся шестого класса, с помощью которого раскрыла школьникам закономерности оперной драматургии. Данный прием позволяет сформировать у школьников целостное представление об опере. Первоначально школьники знакомились с разными типами номеров оперного жанра: хоровыми, оркестровыми, сольными, ансамблевыми, участвовали в их «сочинении» (анализ чувств героя и предположение какими музыкальными средствами можно передать его состояние), слушании, разучивании, исполнении. Но при этом дети, как правило, с трудом представляли себе, в каком контексте в опере находится исследуемый фрагмент, т. к. он оказывался «вырванным» из сюжета. С целью формирования целостного представления о драматургии музыкального спектакля учитель поставила учеников в позицию исследователей и предложила им «сочинить» оперу на сюжет известной детской сказки с 6 использованием освоенных приемов оперной драматургии. Дети составляли композицию (последовательность номеров) будущей оперы, проектировали противопоставление образов, лейтмотивы, осуществляли творческий отбор выразительных средств, интонаций, которые, по их мнению, полнее раскрывают сказочный образ. В процессе такой работы происходило самостоятельное открытие логики построения музыкальной драматургии, позволившее детям получить представление о целостности музыкального спектакля. Одним из результатов научно-исследовательской работы учителя явилась модель оперы «Красная шапочка», сочиненная учениками. Таким образом, научно-исследовательская деятельность позволяет учителю музыки не только умело и рационально использовать рекомендации науки, но и на их основе разрабатывать и внедрять собственные идеи, приемы обучения в музыкально- педагогическую деятельность; формирует устойчивую мотивацию к исследованиям и совершениям «открытий», освоению новых путей совершенствования педагогического мастерства.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Arxiv

Həmkara Dəstək. Технологии Blogger.