Консилиум - это один из методов работы психологической службы, совещание лиц,
участвующих в учебно-воспитательной работе, для постановки педагогического
диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия
на учащегося.
Задачи консилиума:
- выявление характера и причин отклонений в поведении и
обучении школьников;
- разработка программ воспитательных мер в целях коррекции
отклоняющегося развития;
- консультации в решении сложных или конфликтных ситуаций.
Принципы работы
консилиума:
- максимальная педагогизация диагностики, приоритет
педагогических задач;
- этическая позиция участников консилиума определяется
принципом "не навреди". Постановка диагноза не должна наносить
морального ущерба личности школьника, снижать его самооценку, углублять
разногласия с родителями и сверстниками; строго должна соблюдаться тайна
психолого-педагогического диагноза.
Функции
консилиума:
1.
Диагностическая:
- распознание характера отношений в учении и поведении школьника;
- изучение социальной ситуации развития, положения в
коллективе;
- выделение доминанты нравственного развития:
- определение потенциальных возможностей и способностей
учащихся.
2 Воспитательная:
- разработка воспитательных мер, рекомендуемых учителям, родителям,
ученическому активу, общественности;
- непосредственное воспитательное воздействие на личность
учащегося в ходе беседы.
3.
Реабилитирующая:
- защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные
семейные или учебно-воспитательные условия.
Реабилитация может быть:
- семейной, в процессе которой педагог стремится повысить
статус ребенка в глазах его родителей как члена семьи;
- школьной, в процессе которой консилиум разрушает
отрицательный стереотип ученика, сложившийся у классного руководителя или
учителя-предметника.
Состав
педагогического консилиума:
Постоянные члены: :
Постоянные члены: :
- руководитель консилиума - заместитель директора по
воспитательной работе, отвечает за организацию заседаний консилиума,
контролирует связи консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного
процесса;
- инструктор консилиума - опытный учитель школы,
обеспечивает содержательную работу консилиума: организует сбор данных,
проводит диагностические собеседования, режиссирует заседания консилиума;
- школьный врач (медсестра) информирует о состоянии
здоровья учащегося, по рекомендации консилиума направляет на консультации
к врачам-специалистам;
- инспектор по делам несовершеннолетних - предоставляет
информацию о социально-педагогической ситуации в микрорайоне, о
неблагоприятных семьях; активно участвует в собеседовании с учащимися и
их родителями;
- специалисты-консультанты - работники кафедр психологии
и социологии РИРО, врач-психоневролог или психиатр - приглашаются по мере
необходимости.
Временные члены - лица, приглашенные на данное заседание: :
- классный руководитель: дает характеристику учащемуся,
формулирует его проблемы, активно участвует в собеседовании, выполняет
рекомендации консилиума;
- член родительского комитета класса: информирует о
микроклимате класса, семьи учащегося, оценивает работу классного
руководителя, участвует в собеседовании и выполняет рекомендации
консилиума;
- референтное лицо - педагог, пользующийся авторитетом и
доверием обсуждаемого ученика, помогает "разговорить" ученика,
снять барьеры в общении, участвует в собеседовании, может быть подключен
к выполнению рекомендаций консилиума.
Организация
работы консилиума:
Заседания
проводятся один раз в два месяца (кроме экстренных случаев). Сначала проходит
подготовительный этап, сбор предварительных диагностических данных.
На
самом заседании:
1. Заслушивается
характеристика учащегося, предлагаемая классным руководителем, в присутствии
родителей. Характеристика дополняется сведениями о здоровье учащегося (дает
школьный врач, уточняют родители).
2. Проводится
собеседование с родителями. Цель: выяснить условия и характер семейного
воспитания, позицию родителей, степень их авторитетности для ребенка.
3. Приглашается
ученик, происходит беседа с ним.
4. Заключительная
стадия:
- ставится педагогический диагноз, включающий в себя определение
доминанты отклоняющегося развития и ее основные причины;
- выявляются положительные стороны личности, на которые
можно опереться при выборе мер воспитательного воздействия;
- обсуждаются меры воздействия, вырабатываются
рекомендации родителям, классному руководителю и другим участникам
воспитательного процесса.
Контроль за
выполнением рекомендаций осуществляется на педсоветах, совещаниях при
директоре, заседаниях секций классных руководителей, методических объединениях
учителей-предметников и т.д.
Документация
консилиума:
- приказ о создании консилиума и утверждение его состава
на текущий учебный год;
- журнал консилиума;
- диагностические карты учащихся, вызываемых на
консилиум.
0 коммент.:
Отправить комментарий