Особенности педагогической деятельности как одного из средств формирования убеждений
В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и т.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека — быть активным. Именно это подчеркивается в философском определении деятельности как «специфически человеческой формы активного отношения к окружающему миру».
Педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.).
Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности — ее совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Ее сущность — в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности).
Общая цель, свойственная различным видам педагогической деятельности, — приобщение человека к ценностям культуры. Именно в цели проявляется специфика этой деятельности. Эта цель определяется как особая миссия, «предназначение которой — сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке» [1]
Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией. Этими знаниями и умениями вы будете овладевать, изучая теоретическую и практическую педагогику, занимаясь самообразованием и самосовершенствованием, чтобы достигнуть высоких результатов деятельности, прийти к высокому уровню профессионализма.
Однако педагогическая деятельность имеет поистине «всепроникающий характер». Объясняется это тем, что феномены «учительство—ученичество» имеют онтологический характер, без них невозможно само существование человека, развитие человеческой культуры. В любом, самом простом и обыденном деле необходимо научение человека действиям, операциям, порядку их выполнения, доведению дела до результата, до совершенства. Практически в любом деле должны присутствовать тот, кто учит, и тот, кого учат. И первый по отношению ко второму является учителем, педагогом Он осуществляет педагогическую деятельность, обучая ремеслу, искусству, научной деятельности.
Вне педагогической деятельности трудно представить себе развитие общества и отдельного человека. Педагогическую деятельность можно рассматривать как важнейший атрибут человеческого бытия. Именно это является исходным основанием при определении важнейших ценностных характеристик данного вида деятельности.
Перефразируя слова М. Бубера, можно сказать, что деятельность учителя «не ограничена областью переходных глаголов», что она «не сводится лишь к такой деятельности, которая имеет Нечто своим объектом». И далее: «Мы живем в потоке всеохватывающей взаимности» /35, с. 24/. Педагогическая деятельность, на наш взгляд, и является «потоком всеохватывающей взаимности», в котором учитель и ученик, влияя друг на друга, растут вместе.
Гуманитарная культура педагога проявляется в осознании им глубокой духовной сущности процессов становления человека, процессов воспитания и обучения. Очень важно, чтобы люди, избравшие своей профессией педагогическую деятельность, понимали философско-мировоззреческий смысл общих целей образования. Это важно как для образования самого будущего педагога, так и для осмысления им цели профессиональной педагогической деятельности. Речь идет о целях — ценностях культуры, которые С. И. Гессен совершенно справедливо назвал «абсолютными», «безусловными», «целями-заданиями», «задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития». [2]
Гуманитарная культура педагога проявляется также в способности задавать вопросы самому себе, самостоятельно искать на них ответы. Педагогическая действительность динамична по своей сути, она поворачивается к педагогу всегда новыми сторонами, ставит перед ним все новые и новые проблемы, требующие творческой активности самого субъекта педагогической деятельности. Эта творческая активность соединяет в себе и универсальные свойства педагогической деятельности, и уникальные черты, обусловленные тем, что в этой деятельности конкретный педагог испытывает свое состояние души, заданные действительностью вопросы решает как свои вопросы, как свои проблемы.
Как показывает анализ произведений, в которых описывается педагогическая деятельность, ее нравственные характеристики в общественном сознании связываются: с убеждением, что учитель должен быть воплощением и носителем духовной, нравственной культуры; с нравственной мотивацией педагогической деятельности; с нравственным характером общения и взаимодействия учителя с учащимися; с целостным влиянием учителя на личность ученика, что требует от учителя эмпатии, искусства понимания другого человека; со способностью учителя предвидеть и оценивать нравственные последствия своих действий, решений, поступков, экспериментирования.
Это подтверждается данными опросов учащихся, которые образ учителя связывают с огромным «набором» нравственных качеств, необходимых, чтобы профессионально осуществлять педагогическую деятельность - альтруизм, терпимость, чуткость, сострадание, милосердие, уважение другой личности, справедливость, терпение, честность.
При соотнесении всего вышесказанного с процессом формирования нравственных убеждений старших подростков можно сделать вывод о том, чтопедагогическая деятельность, осуществляемая подростком в возрасте 14-16 лет как целенаправленное воспитательное воздействие на младших по возрасту детей под наблюдением старших педагогов, оказывает огромное положительное влияние на формирование потребностно-личностного и практически-действенного компонента убеждений, обеспечивая их социально-значимое содержание и стабильность.
В процессе такого рода деятельности удовлетворяются все основные психологические и духовные потребности этого возраста:
1) потребность в общении – через активное взаимодействие как с младшими по возрасту, так и со старшими по возрасту людьми, то есть членами взрослого педагогического коллектива.
2) потребность в познании и самопознании – через участие в совершенно новой для подростка сфере деятельности.
3) потребность в самореализации – через практическое применение того огромного количества знаний и умений, которое уже накоплено к 14 годам. Особенно важно, что подросток имеет возможность увидеть живой отклик на свои усилия, понять, что он способен приносить реальную пользу другим и получать благодарность, почувствовать свою нужность, а иногда даже незаменимость.
К тому же та доля ответственности за младших, которую получает подросток, так или иначе участвуя в педагогической деятельности, подвигает его к нравственному и духовному труду, заставляет искать в себе самом какой-то потенциал, приобретать необходимые практические педагогические навыки.
4) потребность в самоутверждении, в первую очередь в утверждении своего права быть и считаться взрослым. Замечено, что наибольшее сопротивление возникает у подростка в тех ситуациях, когда его считают или даже просто называют ребенком. И если вместо того, чтобы постоянно напоминать ему, что он еще ничего не знает, не умеет и поэтому должен только подчиняться, позволить ему действовать как взрослому, то он станет гораздо более восприимчив к педагогическому воздействию.
5) потребность во взаимной поддержке, защите и доверии. Когда подросток приглашается к педагогической деятельности, он в первую очередь чувствует, что ему доверяют. А доверие рождает доверие. Тем более в условиях тесной совместной работы на протяжении нескольких лет это доверие может перерасти в благодарность и любовь – основы для свободного принятия старших педагогов в качестве авторитетов. Мы знаем, что авторитетом для подростка чаще всего становится сверстник. Но когда его принимают в педагогический коллектив в качестве сотрудника, то, даже если разрыв в возрасте с опытными педагогами и велик, он все равно воспринимает их не как учителей, а как старших товарищей, как своих, а если они молодые – то и как сверстников, тянется за ними, учится у них свободно, не ощущая никакого давления с их стороны.
0 коммент.:
Отправить комментарий