I. Теоретические основы профессионального имиджа педагога
1.1 Понятие и структура имиджа современного учителя
1.2 Факторы становления имиджа педагога
1.3 Я-концепция и технология построения имиджа педагога
Выводы по I главе
II. Анализ профессионального образа педагога на примере средней общеобразовательной школы
2.1 Интерпретация результатов диагностики по выявлению свойств положительного имиджа учителя
2.2 Методические рекомендации по формированию положительных моментов в профессиональном имидже
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Педагог - профессия особенная. Учитель всегда на виду. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Воспитать "крылатого" ученика может только "крылатый" педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного - современный. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.
Позитивный имидж учителя сегодня важен не только для его учеников - как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога - для моральной, психологической удовлетворенности своей значимостью в этом мире.
Одним из средств повышения эффективности образования многие ученые рассматривают рост личности педагога. Актуальность и значимость проблемы формирования имиджа педагога в современных условиях развития образования и общества недооценить трудно. Проблема имиджа педагога является актуальной в условиях развития субъект-субъектных отношений, когда личность, ее качества становятся основой взаимоотношений, особенно, на современном этапе, когда происходит снижение статуса преподавателя. Актуальность работы заключается в необходимости осознания учителями важности факта положительных перемен в собственном образе, что позволило бы им получить удовлетворение от педагогической деятельности.
Объектом исследования следует обозначить профессиональную деятельность педагога, тогда как предметом будет являться особенности формирования профессионального имиджа педагога. Цель курсовой работы заключается в обосновании необходимости целенаправленного формирования имиджа учителя современной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
1) Изучить в научной и публицистической литературе понятие "имидж педагога";
2) Определить этапы формирования имиджа педагога и выявить факторы, влияющие на формирование педагогического образа;
3) Определить основные черты собирательного образа учителя с позитивным имиджем;
4) Выявить основные характеристики образа современного педагога.
Методы исследования:
1) Теоретические:
а) Изучение и анализ литературы;
б) Метод анализа и синтеза.
2) Практические:
а) Опрос;
б) Контент-анализ.
I. Теоретические основы профессионального имиджа педагога
1.1. Понятие и структура имиджа современного учителя
Термин "имидж" широко трактуется, но надо отметить, что до сих пор нет однозначного его толкования. Так физический имидж - это здоровье, стиль одежды, прически и макияжа. Психологический имидж - характер, темперамент, внутренний мир. Социальный имидж - роль в обществе, поведение и коммуникативные особенности. Эти направления переплетаются и образуют единое целое [3, С. 54-59].
Толковый словарь Вебстера дает следующее определение этого понятия: имидж - искусственная имитация или подача внешней формы определенного объекта, особенности личности. Он является мысленным представлением, формируемым в общественном сознании.
В. Н. Черепанова представляет следующее определение: "Имидж - это целенаправленно сформированный интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновение внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, призванный обеспечить гармоничное взаимодействие субъекта с природой, социумом и самим собой" [17, С. 12-13].
Подчеркивая необходимость формирования имиджа, И.Нефедова и Е.Власова отмечают: "Имидж - это некий образ, который человек, его "Я" представляет миру, своего рода форма самопрезентации для других. С одной стороны, мы стараемся дать информацию для окружающих, но в то же время преследуем какие-то свои вполне определенные цели, т.е. имидж нужен нам".
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится в процессе развития. Но современная психология не дает единой теории формирования и развития личности человека. Формирование индивидуального имиджа человека (как естественное, так и целенаправленное) сопровождает процесс развития индивида в личность и выражает не просто результат биологического созревания или "оттиск" условий жизни.
Имидж - не застывшее понятие, человек может быть разным в зависимости от обстоятельств. К сожалению, чаще бывает так: отработан какой-то стереотип, приобретены и усвоены определенные формы поведения, стиль одежды, манера общения, и человек, не задумываясь, переносит этот стереотип дальше, в другие обстоятельства [18, С. 217].
В разных ситуациях человек перед окружением порой в довольно несхожих ипостасях. При всем своем различии все они основываются на одной реальности - на нас самих. Это лишь разные точки зрения на одну личность. Следовательно, создание такого многопланового имиджа не будет нечестным, это просто представление определенной группе людей одной грани личности, наиболее подходящей в данном случае. Но если попытаться полностью изменить свою личность и проговаривать такие вещи, которые внутренне ненавистны, то, в конце концов, результат видится плачевный. Так что, какой бы имидж не был бы желанен, он, прежде всего, должен быть отражением внутренней сути и прочно базироваться на ней [2, с. 48-50].
А.Ю. Панасюк определение имиджа излагает следующим образом: имидж человека - это мнение об этом человеке у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с этим человеком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей.
В обыденном понимании слово имидж употребляется к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. При наблюдении внешнего вида оценивается репутация. Можно сказать, что имидж - это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.
"Существует ли специфический имидж учителя?" - задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: "Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро, большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций свою индивидуальность, самобытность".
Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирования образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Есть и другая сторона проблемы - педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге успешнее работает.Имидж любой школы будет определяться и имиджем работающих в ней педагогов и обучающихся в ней учеников [15, С. 56-64].
А.А. Калюжный дает следующее определение понятию имидж педагога: "Имидж педагога - это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими" [9, С. 25-31].
В узком смысле, имидж педагога - это образ одного учителя, в сознании которого происходит выбор определённой манеры поведения, выраженной в индивидуальном стиле деятельности, (в одних случаях осознанный, а в других носящий случайный характер); который находит конкретное внешнее проявление через физический облик педагога, его речь, выразительность его движений, мимики в совокупности с его эстетическим оформлением (одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности); а также через предметно-пространственную среду, в которой осуществляется профессиональная деятельность этого учителя [16].
Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его составляющие. Наиболее значимые из них: внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я".
Как писал А.А. Бодалев: "Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности". Это раньше считалось, что "думать о красе ногтей" могут только легкомысленные люди. Сейчас время изменилось: окружающие часто судят друг друга по внешнему виду. А уж внешний вид учителя служит его ученикам примером для подражания. И родители, приходящие в школу, обращают внимание на то, как выглядят учителя, как общаются с детьми и между собой, насколько они улыбчивы.
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж [15, С. 61-64].
По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Основной стиль учителя - это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль - это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков [13, С. 74- 77].
Однако стоит не забывать, что одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках. Во-вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.
Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Учитель может донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.
Невербальное поведение - это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутреннее соответствие образа профессии - ведущая из составляющих педагогического имиджа. Здесь подразумевается внутреннее принятие педагогом ценностей, выработка личностных качеств, соответствующих профессии учителя. Этому будут способствовать:
1) достаточная самооценка, уверенность в себе;
2) социальная и личная ответственность;
3) желание меняться и постоянно самосовершенствоваться.
Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление об его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом. Профессионально значимыми считаются три группы качеств личности педагога:
1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему;
2) качества, которые обеспечивают владение собой;
3) качества, способствующие активному воздействию на ученика [10, С 24-27].
При этом не стоит забывать и о влиянии на имидж педагога среды, которую он создает для взаимодействия с учениками - кабинет преподавателя предметника. Это пространство несет собой мощное психологическое воздействие на учеников. Оно может полностью выдать все положительные и отрицательные стороны личности педагога. Показать его ответственность, современность или же хаотичность.
Таким образом, педагог, создавая свой образ, совершенствуется. Важно при этом, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Целенаправленное формирование профессионального имиджа должно быть поэтапным и продуманным. При этом важно определить, какие факторы влияют на формирование личного имиджа.
1.2 Факторы становления имиджа педагога
Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.
Как и любая деятельность, деятельность по созданию имиджа начинается с мотива, движущей силой формирования имиджа, и определяется им. В основе деятельности может лежать как прагматическая мотивация, связанная с желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния и достижения при его помощи тех или иных внешних целей, так и психологическая мотивация, связанная с потребностью человека в улучшении Я-концепции, ее приближении к идеальному "Я", повышение своей самооценки, результатом чего становится достижение психологического комфорта. [12, С.13].
Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными делами, не имеет смысла. Например, без успехов и достижений учеников не состоится ни один учитель. Налицо фактор результата деятельности. А чтобы добиться высоких результатов, педагогу нужно предъявлять строгие требования, прежде всего, к себе.
Влияние учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее его личность. Это касается кругозора педагога, его общей культуры. Ведь невозможно дать другому того, чего не имеешь сам. Поэтому, чтобы учить и воспитывать других, надо, прежде всего, быть образованным и воспитанным самому.
Индивидуальность учителя - главный источник мотивации к учению. Своим отношением к работе, своей заботой и заинтересованностью, выдумкой и творчеством он мотивирует учеников, пробуждает у них то же отношение к делу [4, С. 49-54].
В субъектном аспекте профессиональной позиции имиджа педагога видится способ самореализации, самоутверждения и саморазвития специалиста:
1) Запечатление профессионально значимых способов и нормативов профессиональной деятельности, построение на этой основе собственной системы действий;
2) Выработка личностных критериев и норм профессиональной деятельности;
3) Выход за рамки нормативной деятельности;
4) Независимость мышления, способность авторского проектирования и личностно значимого способа осуществления педагогического процесса.
Индивидуальный стиль - это характеристика того, как индивид организует и осуществляет присущим и характерным для него способом свою профессиональную жизнедеятельность; система устойчивых черт учителя, формирующаяся на основе духовных потребностей, способностей и проявляющаяся в процессе его творчества.
Ядро индивидуального стиля образуют уникальные способности личности: во-первых, к саморегуляции (понимание смысла жизни и установки на поиск цели, значимость знаний, труда, профессионального престижа, долга, ответственности и т. д.); во-вторых, самоопределение относительно идеала, норм, правил общения, мышления, волеизъявления, на основе которых формируются представления, понятия, оценки и т. п., строятся жизненные планы, ориентированные на профессиональный рост и самосовершенствование; в-третьих, особенности духовного стиля жизнедеятельности учителя, характерного для конкретного времени и конкретных народов; в-четвертых, самопознание - познание себя в процессе оформления собственных мыслей, чувств, эмоций, обязанностей и переживаний; растущее осознание и признание собственной уникальности, развитие самоуважения; в-пятых, самосовершенствование - устремленность к высокому идеалу, возможности духовного развития; в-шестых, самоактуализация - установки, диктующие понимание сущности актуализации духовного потенциала учителя для оптимизации педагогической деятельности, работы с информацией, обмена опытом, способностями, умениями, навыками, результатами деятельности; в-седьмых, особенности преображения, передачи и усвоения социального опыта, происходящих изменений духовного мира, структуры и сущности взаимодействующих субъектов [1, С. 7-8]. При этом индивидуальность закладывает определенный образ поведения преподавателя.
"Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен", пишет В.М. Шепель. Таким образом, выбор модели поведения педагогом можно понимать как фактор формирования его имиджа. Следует отметить следующие критерии конструирования поведения:
1) Нравственная безупречность. Правильная интерпретация понятий, таких как честность, справедливость, совестливость, и их неуклонное соблюдение - духовный гарант верности выбора модели человеческого поведения.
2) Учёт конкретных ситуаций, в которых личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Интуитивная оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения.
3) Цель, которую перед собой ставит личность. Полезно дробить цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация представляла собой ступени приближения к ней.
4) Самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-либо стиля общения опасно.
5) Проявление тех личностно-деловых качеств, которые ожидают от личности.
Моделирование поведения следует понимать как осмысленность своих действий в процессе общения. Искусный выбор модели поведения - воспроизводство таких её вариантов, которые при повседневном общении помогут личности стать коммуникабельнее, а потому привлекательнее [19, С. 36-37]. При этом работа по формированию имиджа педагога представляется в виде следующей модели: определение требований аудитории, определение сильных и слабых сторон объекта, формирование образа и подведение характеристик под требованиями аудитории, перевод необходимых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную форму, так как сообщения в таком виде более достоверно оцениваются аудиторией. Отмечая существование значительных различий в точности первого впечатления об одном и том же человеке у разных людей, необходимо еще и еще раз подчеркнуть, что эта точность связана не только с возможностями лица, выступающего в роли субъекта познания, но и с особенностями оцениваемого по первому впечатлению человека. Бесспорно, в проявлениях личности находит выражение ее сущность, но чтобы действительно раскрыть и понять эту сущность, надо увидеть личность во всех ее главных связях с действительностью, т.е. в труде, познании и общении [6, С. 307-311].
Таким образом, можно выделить следующие факторы, влияющие на формирования имиджа педагога:
1) Прагматическая и психологическая мотивация педагога;
2) Осознанность педагогом направленности своих действий на создание индивидуального стиля;
3) Возможности самого педагога;
4) Фактор среды - педагогу, так или иначе, приходится подстраиваться под тех, кого воспитывает и обучает, подчиняться требованиям аудитории;
5) Фактор выбора модели поведения;
6) Фактор результата деятельности;
7) Отношение педагога к своей Я-концепции.
Можно говорить о том, что формирование имиджа позволяет выделить и смоделировать некоторые особенности личности и скрыть недостатки, а то и вовсе, пересмотреть и искоренить их. В результате формирования имиджа у каждого педагога происходит становление своего собственного стиля педагогической деятельности.
1.3 Я-концепция и технология построения имиджа педагога
Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей. Внутренняя структура имиджа также содержит три похожие составляющие. Следует их рассмотреть.
Первая часть внутренней структуры - это представление человека о себе самом, в том числе о своей внешности: то, что он думает о себе, оставаясь с собой один на один, то, как он относится к своим физическим особенностям, что он думает о своих склонностях и потребностях. Современный учитель, особенно если он не молод, очень трепетно относится к своей внешности, памятуя расхожую истину: "По одежке встречают, а по уму провожают". Это вполне приятный тип человека умного, грамотного, трепетно относящегося и к своей работе тоже, потому что он не представляет без нее жизни, потому что пришел в профессию по призванию.
Вторая часть внутренней структуры имиджа (ее вполне можно назвать "внутреннее зеркало") - это представление человека о том, что о нем думают другие, то есть, какое впечатление человек производит на окружающих. Но педагог - это не фотомодель и производить на окружающих впечатление - не главное его кредо. Но и видеть себя эдаким "синим чулком" не каждому хочется. Поэтому современный учитель - это в большинстве своем приятная личность, чистый, аккуратный, подтянутый внутренне и внешне, коммуникативный.
И третья часть внутренней структуры имиджа - это "обратная связь", или то, что называется отношением людей к человеку, это "внешнее зеркало". Для педагога оно очень важно, потому что те цели, которые он ставит перед собой, определяют направленность педагогического взаимодействия, выбор содержания образования и способ анализа результатов деятельности [11, С. 301-320].
Это и отношения с учащимися, и взаимоотношения не только с коллегами, но и с представителями администрации, а также с общественностью. Если педагог, руководствуясь нравственными, этическими нормами, верно, выстроит свою "линию поведения", то ему легко и приятно будет общаться на всех уровнях.
В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности педагога. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя. Для учителя с позитивной Я-концепцией обычно характерны:
1) Чувство собственной значимости;
2) Уверенность в способности к избранному виду деятельности - педагогической работе;
3) Твердая убежденность в импонировании другим людям в целом, своим воспитанникам в частности;
4) Гибкость мышления, любовь к экспериментированию.
Таким образом, неоднократное упоминание развития у педагога чувства самоуважения и уверенности непроизвольно создает тот действующий имидж педагога, который можно назвать положительным и, в некоторой степени, идеальным, характеризующий педагога как творческую, всесторонне развитую, высокопрофессиональную, личность.
Построение имиджа, какой бы практически-ориентированной области это ни касалось, становится процедурой, которая поддается определенным обобщениям. Одна из немногих наук, которая позволяет увидеть направленность этого процесса, - семиотика, как наука о знаковых системах. Знак определяется как условное объединение формы и содержания в единую сущность. Основные процессы семиотических свойств в технологиях построения имиджа. Наиболее важные из них:
1) Движение к дистинктивным отличиям данного объекта от других.
2) Подчеркивание личностных характеристик, которые семиотически можно представить как введение имиджа лучшего или идеального учителя в понятие "свой", в отличие от понятия "чужой".
3) Вписывание имиджа "лучший или идеальный учитель" в семиотическое представление о лидере, отбор тех его характеристик, которые соответствуют этой идеализации.
4) Вписывание имиджа "лучший или идеальный учитель" в семиотическую модель уже реализованного лидера (учитель-новатор, мастер и т.п.), именно в модель, так как оперирование понятия лидер определяется символом, а не как реальной личностью.
5) Вписывание имиджа "лучший или идеальный учитель" в модель поведения актера, а это более семиотически насыщенный объект, существом жизни которого вообще является порождение знаков.
6) Семиотическое использование других каналов восприятия, основным из которых выступает визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной, что обычно слабо учитывается.
7) Символизация автономных сфер: одежды, прически, взгляда и т.п.
В то же время, если говорить о целенаправленном формировании имиджа, можно выделить следующие этапы в построении имиджа педагога:
1) Мотивационно-целевой. Развитие позитивной мотивации нынешних педагогов к созданию имиджа учителя в своей профессиональной деятельности собственными силами.
2) Концептуально-стратегический. Определение стратегии процесса имиджирования, глубокое осмысление основополагающих принципов явления и философско-концептуального аппарата (Я-концепции).
3) Консультативно-технологический. Изучение личностных свойств воспитания, самоопределение его внутри профессиональной деятельности, эмпирическое использование философско-концептуального аппарата, сочетание ведущей стратегии с тактическими вариантами.
В свою очередь, поэтапность создания индивидуального образа подразумевает необходимость придерживаться определенных звеньев процесса имиджирования. Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):
1) Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности;
2) Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности;
3) В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого;
4) Обязательно необходимы эксперты со стороны. При использовании данных элементов педагогической техники, прежде всего, необходима его стратегическая направленность.
Огромную роль в становлении имиджа как процесса играет приобретение учителем профессионализма в педагогической деятельности. Следует сказать, что без становления профессионализма не могут сформироваться и полностью проявиться все компоненты имиджа, приводит к ущербности Я-концепции, неудовлетворенности результатами деятельности. Индивидуально неокрашенный имидж приводит к стереотипизации. Такой имидж ущербен, что ощущают, в первую очередь, ученики [5, С. 109-111].
Выводы по I главе
Вследствие изучения теоретического материала, подтверждается мнение о том, что имидж - достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы.
Нет однозначного определения имиджа педагога, но довольно четкое, на наш взгляд, из всех указанных определений - имидж педагога - это образ одного учителя, в сознании которого происходит выбор определенной манеры поведения, выраженной в индивидуальном стиле деятельности, (в одних случаях осознанный, а в других носящий случайный характер); который находит конкретное внешнее проявление через физический облик педагога, его речь, выразительность его движений, мимики в совокупности с его эстетическим оформлением (одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности); а также через предметно-пространственную среду, в которой осуществляется профессиональная деятельность этого учителя, что в принципе и составляет моменты структуры имиджа педагога. Но все же главным для имиджа педагога становится его коммуникативная составляющая, закладывающаяся на Я-концепции.
В процессе изучения было уяснено, что профессиональная Я-концепция педагога - целостное представление учителя о себе как о личности, члене общества, работнике, профессионале. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты:
1) Я - реальное - установки, связанные с тем, как педагог воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус; его представлениями о том, каков он на самом деле.
2) Я - зеркальное - установки, связанные с представлениями учителя о том, как его видят ученики, коллеги и другие.
3) Я - идеальное - установки, связанные с представлениями педагога о том, каким он хотел бы стать.
Даже если учитель не задается целью сконструировать определенный имидж, но, анализируя свою Я-концепцию, что-то изменяя в ней, придерживаясь определенных моральных и ценностных установок при общении с учениками, так или иначе, он формирует определенный образ, приписываемый ему окружающими.
Также было выяснено, что на восприятие учениками образа учителя влияют определенные факторы, вследствие которых был сформирован определенный имидж. В первую очередь это мотивация педагога, а затем, по цепочке, осознанность своих действий и оценка возможностей по созданию индивидуального стиля, выбор модели поведения. При этом учитывается то, что педагогу, так или иначе, приходится подстраиваться под тех, кого он воспитывает и обучает. А укрепить определенный имидж педагога позволяют положительные результаты совместной работы с учениками. В итоге формирование имиджа закладывает индивидуальный стиль педагогической деятельности.
При этом следует помнить, что имидж должен исходить из внутреннего его принятия, а не банального копирования желаемых черт.
II. Анализ профессионального образа педагога на примере средней общеобразовательной школы
Учитывая, что не каждый педагог целенаправленно задумывается о формировании собственного профессионального имиджа, следует при исследовании акцентировать внимание педагогов на определенные высказывания, касающихся восприятия учащимися некоторых характеристик личности педагога. Суждения, представленные для респондентов: учащихся и учителей, носят одинаковый смысл, но несколько переформулированные в соответствии с категорией респондента.
Так или иначе, педагоги, отвечая на предложенные высказывания, будут задумываться, а как на них ответили бы дети. И по ходу будут что-то отмечать для себя и, возможно, даже пересмотрят в себе. Насколько это действительно будет так, покажет интерпретация заключительных вопросов, направленных на выявление у педагогов представлений о себе и их готовности к самосовершенствованию и, следовательно, к целенаправленному формированию собственного имиджа.
Проведенный метод опроса позволит представить модель положительного, в некоторой степени идеального, имиджа педагога, включающая определенные характеристики личности, а также предложить некоторые рекомендации.
Таким образом, в практической части данного исследования ставятся следующие задачи:
1) Выявить положительное и отрицательное отношение педагогов и учащихся к представленным определениям, касающимся внешнего облика педагога, его вербальных и невербальных средств коммуникации, создание педагогом среды обучения;
2) Проанализировать представления педагогов о Я-концепции, исходя из этого, выявить стремление у педагогов что-то изменять в себе;
3) Представить модель, наиболее близкую к понятию идеальный учитель;
4) Предложить некоторые моменты по пересмотру педагогом своих педагогических качеств, собственной установки, что позволит скорректировать свой имидж, заняться целенаправленным формированием (изменением) своего образа.
2.1 Интерпретация результатов
Опрос был проведен среди учащихся и педагогов средней общеобразовательной школы малой комплектации (форма опросника представлена в Приложении 1). В опросе приняли участие десять учителей, среди них директор школы; ученики девятого, десятого и одиннадцатого классов в общем количестве девятнадцать человек.
Интерпретация ответов учеников показала, что лидирующее число одобрений получили следующие высказывания, рассмотренные ниже по принципу первенства.
Первое место занимает высказывание о том, что учитель всегда должен иметь хорошее настроение и быть приветливым. Но при этом один ученик не согласился с данным утверждением. На этой же позиции находится высказывание о том, что уверенность учителя вселяет уверенность и в ученика. На втором месте - одобренное учениками суждение о необходимости педагогу быть современным в широком смысле этого слова, чтобы воспитывать современных детей. Третье место по результатам интерпретации отводится двум высказываниям, с одинаковым количеством положительных ответов:
1) Педагогу необходимо быть внимательным к проявлению своих эмоций.
2) Учитель должен быть таким, какой он есть, тогда и урок будет проходить в непринужденной обстановке.
Соотношение двух высказываний в данном аспекте несколько противоречиво, учитель должен постоянно контролировать себя в эмоциональной сфере, но при этом должен оставаться таким, какой есть. Быть может учитель слишком амбициозен, и проявление этого на уроке как раз и является показателем его естественности. Данное противоречие можно объяснить тем, что, скорее всего, педагог, полностью уверенный в своей позиции в классе не будет применять экспрессивные черты своего темперамента для создания необходимого ему образа.
Половина из опрошенных учеников все же считает, что чрезмерная жестикуляция педагога при объяснении темы урока значительно мешает запоминанию и усвоению материала. Большинство опрошенных учеников вводит в состояние напряжения, когда учитель в течение урока иногда поглядывает на наручные часы. Ребята аргументируют это тем, что учитель, скорее всего, ждет с нетерпением окончания урока, а вовсе не отслеживает время, отведенное на определенный этап урока.
Наиболее категорично учащиеся отнеслись к высказыванию о том, что учителю необходимо высмеивать промахи учеников, заставляя тем самым ребят не допускать впредь ошибок в учении. Только один респондент согласился с этим высказыванием, сославшись на необходимость постоянного и жесткого "подстегивания" со стороны учителя к безупречной учебной деятельности.
Ребята очень требовательно отнеслись к личностной позиции педагога. "Педагогу необходимо быть выдающимся, блистательным, чтобы заставить нас блистать" - реплики учеников при опросе. В первую очередь, имидж педагога как сильной, эрудированной, завораживающей личности будет оказывать значительное влияние на детей.
Судя по ответам на высказывание "Интересно, когда учитель выглядит экстравагантно, его можно разглядывать весь урок", можно говорить о том, что ребята с живостью наблюдают за тем, какие разные бывают учителя и что они могут представить сегодня.
Критически к внешнему облику педагога отнеслись девять человек из девятнадцати опрошенных, посчитав, что преобладать в гардеробе педагога должны вещи классического стиля темных тонов. В то же время одиннадцать из девятнадцати опрошенных посчитали, что серость будней необходимо разбавить ярким гардеробом педагога, состоящим из вещей смешанного стиля.
Доказательством того, что все же внешний облик педагога так или иначе влияет на осознание учениками собственного безупречного внешнего вида стало то, что ребята сами тщательно следят за собой. Одиннадцать учеников утвердительно ответили на суждение "Опоздав на урок, не войду в класс, не убедившись, что с моим внешним видом все в порядке". При этом двенадцать учащихся советуют учителям уделять своему внешнему виду значительную часть времени.
Показателем того, что многие ребята, пусть и, не желая осознанно быть похожими на кого-либо из учителей своей школы, так или иначе, выявляют в себе моменты копирования мимики, тембра, интонации голоса определенного учителя.
Таким образом, можно сконструировать некоторую модель образа идеального учителя для данной школы и для данных учеников. Ребята неосознанно указывают на развитую Я-концепцию педагога, что и позволит ему целенаправленно или же неосознанно создать такой имидж, который был бы положительно принят всеми учащимися. Это педагог с современными взглядами, максимально уделяющий внимание собственной позиции, закладывая в себе твердый характер, ограненный позитивным настроем и сопутствующей приветливостью. Яркое настроение педагога должно отражаться и в оформлении своей внешности и в творческой деятельности. Классика для педагога приемлема, но предпочтительнее разнообразие в гардеробе педагога. В данной совокупности дети видят блистательного учителя.
При проведении анализа формы ответов учителей на предложенные высказывания учитывалось то, какой вариант написания ответа выбрали учителя: проставление знаков или прописывание слов да или нет. Некоторые не ограничились заданными вариантами ответов в первой части опросника: комментировали высказывания, выражали личное мнение, выходящее из рамок простого ответа да или нет. Это позволило выявить, насколько волнительна данная тема для учителей. Можно сделать вывод, что некоторые высказывания были важны для опрошенных учителей, был найден повод высказать необходимое мнение по волнующему вопросу.
Интерпретация ответов педагогов в первой части опросника выявила четыре критических позиции педагогов: три вызваны положительным ответом на высказывания:
1) Педагогу необходимо быть внимательным к проявлению своих эмоций.
2) Уверенность учителя вселяет уверенность и в учеников.
3) Хочется оформить свой кабинет так, чтобы дети в нем хотели творить и созидать.
Респонденты категорически против высказывания о необходимости педагога быть весьма критичными к неудачам учеников. Все это говорит об осознанности педагогами факта влияния личности учителя и созданной им среды для взаимодействия с учениками на положительное представление об учителе.
При этом учителей значительно беспокоит, в каком виде они предстанут перед учениками. Это показывает согласие девяти из десяти опрошенных учителей на высказывание о необходимости педагогу убедиться в безупречности своего внешнего вида, перед тем как он зайдет к детям в класс, а также стремление уделять своей внешности достаточное количество времени.
Практически все опрошенные подчеркивают необходимость учителя оставаться таким, какой он есть при стремлении быть современным, в некоторой степени строгим, мягким или уступчивым, овладеть актерским мастерством. Иными словами необходимо найти золотую середину взаимодействия между желаемыми и существующими чертами в образе педагога.
Анализ второй части опросника для педагогов, выявил серьезное отношение учителей к вопросу профессиональной Я-концепции. Ответы были даны максимально содержательно, что позволило проследить желание учителей анализировать свою личность в течение всей педагогической деятельности. Многие определяют личностную Я-концепцию как двигатель в работе, задающий чувство долга, ответственности, творчества в работе умение доводить начатое дело до конца, как фактор профессионального роста, как залог успешного взаимодействия с учениками. Если некоторые из опрошенных учителей раньше и не задумывались о собственной профессиональной Я-концепции, то данный опрос натолкнул их на определенные рассуждение по пересмотру некоторых концептуальных компонентов.
Удивительным оказался факт, что двое из учителей против какого-либо изменения в себе, даже после пересмотра некоторых компонентов Я-концепции. Данные респонденты ссылаются на то, что это может сделать учителя не интересным для учеников. Остальные восемь педагогов данной школы, напротив, довольно эмоционально выделили необходимость совершенствоваться всегда, находить пути изменения в лучшую сторону, что позволит осознавать значительность своей работы, найти необходимый ключик к ученикам, обеспечив развитие их способностей и успешности, воспитывать в своих учениках лучшие качества.
Многие из них отметили, что необходимо в течение всей педагогической деятельности работать над представлениями о себе, соотнесение их с реальностью. Это позволит достичь намеченной цели.
А цель у педагога в первую очередь - найти контакт с учениками, создав максимально положительный педагогический образ. А далее по цепочке заложить успешную педагогическую деятельность с получением чувства удовлетворения от собственной работы. И фактор результата деятельности позволит укрепить сформировавшийся имидж, положительно воздействующий на учеников.
Можно говорить о том, что педагоги данной школы стремятся быть идеальными учителями и готовы постоянно совершенствоваться, а это значит пересматривать и изменять свой профессиональный образ. Готовность к выполнению своих социально значимых функций является доказательством сформированной профессиональной Я-концепции учителей данной школы.
И что самое важное, результаты опроса среди учеников и учителей, не выявили диссонанса в ответах между двумя категориями образовательного процесса. Педагоги и учащиеся сошлись мнениями на многие аспекты, представленные в опроснике.
При этом, педагог, так или иначе, задумывается о влиянии имиджа на взаимодействие с учениками при уже сформировавшемся представлении о нем у учащихся и, выявив какое-то неудовлетворение в восприятии окружающими, учитель задается целью пересмотреть что-то в себе. Таким образом, происходит осознанное формирование положительного имиджа: анализ, осмысление и изменение в существующем образе нежелательных качеств, пересмотр некоторых компонентов имиджа, создание и апробирование идеальной модели, оценка результатов.
имидж учитель репутация профессиональный
2.2 Методические рекомендации
Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо педагог может войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы имидж был органичен и притягателен для окружающих, необходимо быть обаятельными. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние - это внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз поможет работа над имиджем. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психотерапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.
Лицо учителя должно быть доброжелательно - заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам. Так или иначе, учителю необходимо быть внимательным к проявлению своих эмоций, это в первую очередь отразиться на мимике, интонации педагога.
В каждой профессии есть свои "нельзя". Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Необходимо задавать для себя определенный девиз, так например, как точно заметил С.Л. Соловейчик: "Рядовой учитель - не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель. Подавший заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников".
Следует акцентировать внимание педагогов на следующие характеристики:
1) понимание внутреннего мира учащихся, сопереживание ему;
2) наличие качеств, которые обеспечивают владение собой;
3) качества, способствующие активному воздействию на ученика.
Но если говорить о профессиональном имидже, то здесь внешние характеристики должны подкрепиться внутренними личностными качествами. В качестве важных условий создания привлекательного профессионального имиджа учителям данной школы главное сохранить те тенденции, какие у них есть. Но при этом не останавливаться на существующей стабильности, а продолжать совершенствоваться. Следует все же не пренебречь некоторыми советами, вековыми истинами, которые никогда не угаснут и будут со временем все ценнее, несмотря на простоту слов:
1) Необходимо не потерять умение видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализировать, свое поведение во время общения, стремление поставить себя на место того человека, с которым происходит общение.
2) Чаще улыбаться людям. Улыбка располагает окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с дарителем позитивных эмоций.
3) Развивать свой внутренний духовный мир, свои таланты и способности. Помнить, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих [5, с.154].
Главное, при желании совершенствоваться, следует помнить, что имидж должен исходить из внутреннего его принятия, а не банального копирования желаемых черт.
Заключение
Изучение проблематики имиджа в научной и публицистической литературе выявило плюрализм мнений о понятии "имидж педагога". Но какими бы определения данного термина ни были, этапы по созданию индивидуального образа определяются однозначно:
1) Мотивационно-целевой;
2) Концептуально-стратегический;
3) Консультативно-технологический;
4) Результативно-оценочный;
Решая поставленные задачи данной работы, в исследовании отражены факторы, влияющие на формирование имиджа педагога. Зависимость представлена от влияния мотивации до значимости профессиональной Я-концепции педагога.
Практическая часть курсовой работы позволила выявить важные характеристики образа современного преподавателя на основе собирательных представлений об идеальном учителе. Это позволило прийти к выводу, что особенностью формирования имиджа педагога является процесс пересмотра имеющегося посредством анализа существующих образов педагогов и перенесения тех или иных качеств на себя, учитывая мнение окружающих о собственном внешнем облике, средствах вербального и невербального общения, способе построения среды деятельности. Метод тщательного анализа и внутреннее принятие того или иного действия позволит создать некоторую модель идеального имиджа, реализовать ее и оценить результаты.
При этом важно помнить, что профессия педагога, связана с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладевать технологией формирования и корректировки своего имиджа. Это полезно учителям, для них общение и личное воздействие на людей - важный инструмент профессиональной деятельности. В этом и заключается обоснование необходимости педагогу целенаправленно формировать положительный имидж.
В целом, качества, характеризующие образ "идеального" учителя, следует расценивать как "систему требований", предъявляемую учениками к имиджу учителя в современных условиях. Творческое же соотнесение со стереотипным образцом идеального учителя должно стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога с актуализацией собственных возможностей, с развитием творческого потенциала.
Список использованной литературы
1) Артамонова Е.И. Компетентностный подход в формировании личности педагога-профессионала / Е.И Артамонова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 10.
2) Берд П. Продай себя. Тактика улучшения вашего имиджа / П. Берд пер. с англ. Т.А. Сиваковой. - М.: Амалфея, 1997. - 371 с.
3) Збронская М.А. Внутренняя структура имиджа / М.А. Збронский. - М.: Синтон, 2005.- 305 с.
4) Ильина Л.А. Актерские способности в деятельности учителя: метод. Пособие / Л.А. Ильина. - Магнитогорск, 1998. - 97 с.
5) Калюжный А.А. Использование психотехник в формировании имиджа учителя / А.А. Калюжный // Вестник интегративной психологии. - Ярославль-Москва: МАПН, 2004. - №2.
6) Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. - М.: Владос, 2004. -394 с.
7) Калюжный А.А. Развитие имиджа учителя в контексте Я-концепции и стилей педагогического взаимодействия / А.А. Калюжный // Социальный психолог. - 2005. - № 2.
8) Калюжный А.А. Теоретико-методологические предпосылки исследования имиджа личности / А.А. Калюжный // Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. 2005. - № 3.
9) Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя / А.А. Калюжный // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. 2004. - № 5.
10) Капустина З. Имидж современного педагога /З. Капустина // Учитель. - 2006. - №1.
11) Морунова Л.В. Профессионально обусловленная структура личности. Материалы II Международной конференции "Личность в пространстве и времени" / Л.В. Морунова. - Смоленск: СмолГУ, 2009. - 558 с.
12) Петрова Е.А. Имидж и его изучение в современной науке / Е.А. Петрова // Известие Академии имиджелогии. - М.: РИЦ АИМ. - 2005. -Т. 1. - 411 с.
13) Попова Л. Имидж современного педагога / Л. Попова // Учитель. - 2002. - №6.
14) Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 401 с.
15) Татаринова Н.В. О понятии "Имидж" и его отличии от сходных с ним понятий "Образ", "Репутация", "Стереотип" / Н.В. Татаринова // Грамота. - 2009. - № 2.
18) Черепанова В.Н. Курс лекций по имиджелогии / В.Н. Черепанова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. - 374 с.
19) Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В.М. Шепель. М., 1997. - 474 с.
Приложение 1
Образец 1. Форма опросника для педагогов
Уважаемый респондент, Вашему вниманию представлены высказывания на которые необходимо ответить Да/Нет (+/-). В ряде вопросов необходимо дать развернутый ответ. Следует учесть, что в данном опроснике нет правильных и неправильных ответов, важно лишь Ваше мнение.
№
Высказывание
Ваш ответ
Да/Нет (+/-)
1
Учитель всегда должен иметь хорошее настроение и быть приветливым
2
Лучше если в гардеробе педагога преобладают вещи классического стиля темных тонов
3
Когда учитель строгий, дети к предмету относятся серьезнее
4
Педагогу необходимо быть внимательным к проявлению своих эмоций
5
Мне бы хотелось быть таким учителем, каким был определенный учитель, обучавший меня в мои школьные годы
6
Мягкий, уступчивый характер преподавателя располагает к максимальному восприятию информации
0 коммент.:
Отправить комментарий