Психологический вечер в школе. Содержание и методика проведения
Психологический вечер представляет собой демонстрацию
психологических опытов, иллюстрирующих различные проявления психологии
человека: особенности восприятия, некоторые закономерности памяти, гибкость и
стереотипность мышления и др. К сожалению, до сих пор в школе дается
недостаточно знаний по психологии человека и не всегда они подаются в форме,
доступной для усвоения.
Необходимо помнить, что предлагаемые задания должны быть эффектны
и занимательны: такая «упаковка» психологического материала позволяет включать
самих учащихся в процесс подготовки опытов и их демонстрации. В данном случае
идет опора на более сильный механизм воздействия – косвенное внушение, так как
иллюстрируется жизнь, а не психологическая наука.
В зависимости от возраста школьников, условий, возможностей
и цели проведения психологического вечера студент‑практикант может привлечь
учащихся к изготовлению необходимого реквизита и освоению методики демонстрации
опытов или позаимствовать реквизит на кафедре психологии. Исходя из этих же
соображений, решается вопрос о подборе опытов и их сочетании, ведущем вечера,
содержании вступительного сообщения, что в известной мере определяет настрой
учащихся на восприятие предстоящего события. Перед проведением мероприятия
студенту желательно проконсультироваться с преподавателем; также рекомендуется
отработать проведение некоторых опытов или всей программы вечера в студенческих
группах. В качестве помощников ведущего можно привлекать старшеклассников, что
позволит и облегчить его работу, и повысить заинтересованность зрителей.
Важным моментом в демонстрации опыта является его
интерпретация. При этом необходимо иметь в виду не только научно‑корректное
толкование возникающих эффектов, но и гибкий переход к решению педагогических
задач: вызвать интерес к тому или иному явлению психологии человека, а также
поучаствовать самому в экспериментах. Если во время вечера это реально только
для некоторых его участников или зрителей, то в ходе внеурочной работы с
учащимися испытать на себе эффекты опытов доступно каждому. Такое «продолжение»
психологического вечера может быть реализовано в форме тематических бесед.
Приведем конкретный пример: интерпретация опытов
«Ретроактивное торможение» и «Осмысленность запоминания» имеет прямое отношение
к тому, как школьник готовит уроки дома и как усваивает информацию
непосредственно на уроке. Как правило, ученик готовит уроки на завтра, а
явление ретроактивного торможения «подсказывает», что лучше готовить уроки те,
которые были сегодня, и только потом – на завтра; что понимание информации
намного сокращает затраты психической энергии и время, необходимое для прочного
запоминания. Таким образом школьники выходят на одну из главных проблем
ученичества – умение учиться.
В ходе учебной практики студент осуществляет управление
познавательной деятельностью школьников на уроке: использует различные приемы,
вызывающие и удерживающие внимание, организует рациональные способы запоминания
материала и т. д. В этом случае предоставляется возможность еще раз
обратить внимание школьников на полезность психологических знаний, особенно
тех, которые доступны для практического использования.
0 коммент.:
Отправить комментарий