31.01.2015

Особенности профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза

Педагогической деятельность преподавателя высшей школы полифункциональна и, конечно, имеет свои особенности.
Особенности профессиональной деятельности педагога профессиональной школы (преподавателя вуза) рассматривались в работах Т. А. Жалагиной [4], Э.Ф. Зеер [5], А. В. Копнышевой [6], Л. М. Митиной [17], В. А. Сластенина [35], С. Д. Смирнова [36], А. Ф. Шикуна [40], Р. Х. Шакурова [39], В. А. Якунина [49] и др.
На основе изучения педагогической деятельности преподавателя Э. Ф. Зеером [5] было выделено две группы функций: целевые и операциональные. К целевым относятся функции реализации, которые направлены на достижение главной профессиональной цели – обучения профессии и становление личности специалиста, т. е. обучающая, воспитывающая, развивающая и мотивирующая функции. Их осуществление обеспечивается системой операциональных функций: конструкторской, организаторской, коммуникативной и производственно-технологической. Первые четыре, согласно авторской позиции, характерны для педагогов любого учебного заведения, последняя – лишь для педагогов профессиональной школы, она и составляет своеобразие профессионально-педагогического труда.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что первая группа функций, которая характерна для педагогов любого учебного заведения, имеет свои специфические особенности в условиях профессионального образования. Такобучающая функция предполагает формирование у студентов системы профессиональных знаний, умений, навыков и имеет общую целевую направленность. Воспитывающая функция заключается в социально-профессиональном воспитании: социально-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, и физическое совершенствование студентов, но самое главное – формирование профессиональной направленности личности, устойчивых положительных мотивов труда, интересов к профессиональной деятельности у будущего специалиста. Развивающая функция состоит в формировании профессионально важных свойств и ключевых квалификаций. Их развитие – это залог успешного освоения профессиональной деятельности, подготовка конкурентоспособного и профессионально мобильного специалиста.
На основе последовательности этапов профессионально педагогической деятельности Э.Ф. Зеер [5] выделяетметодическую, производственно-техническую, организаторскую, диагностическую функции. Методическая функция порождает у педагогов постоянное стремление к совершенствованию профессиональной деятельности, выработке индивидуального стиля ее выполнения. Специфической функцией преподавателя высшей школы является – производственно-технологическая. Ее выполнение занимает у преподавателей достаточно заметное место при планировании и подготовке занятий, оборудовании мастерских, при знакомстве с научно-технической информацией, участии в научных обществах, руководстве научным творчеством и т.п. Организаторская функция осуществляется при проведении занятий, организации познавательной деятельности, управления студенческой группой, руководстве научным творчеством студентов.
Г. Ф. Красноженова [5] выделяет следующую группу функций преподавателя, также исходя из последовательной цепочки, позволяющей определить этапы педагогического труда: диагностика образовательных потребностей и возможностей абитуриента, проектирование и планирование учебного процесса, форм, методов, средств обучения и контроля; реализация учебного процесса; оценка качества учебного процесса и его результатов; анализ и передача собственного опыта; организация исследований учебного процесса.
Таким образом, анализ профессиональных функций преподавателя высшей школы позволяет выделить ведущие функции – функции-цели (обучающая, воспитывающая, развивающая) и функции-операции, т. е. функции, выступающие как общественно выработанные способы достижения целевых функций (методическая, производственная, организаторская, диагностическая). Первая группа функций является ведущей, вторая выступает как общественно выработанные способы достижения целевых функций. В реальной педагогической деятельности все эти функции тесно переплетены, взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Представленные выше профессиональные функции обуславливают необходимость проанализировать содержание профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза.
Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя вуза – это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Ее основной целью выступает обучение профессии и профессиональное развитие личности обучаемых. Предметом деятельности является процесс личностно ориентированного образования. Результатом профессионально-педагогической деятельности преподавателя являются функциональные продукты: дидактические (педагогические технологии, занятия, технические устройства и т.п.) и психологические продукты деятельности (индивидуальный опыт, психологические новообразования, развитие способностей и т.п.). Главным результатом деятельности является профессиональное развитие личности [5].
Решение профессионально-педагогических задач осуществляется с помощью совокупности следующих умений:
1. Гностические умения – познавательные умения в области приобретения производственных и педагогических знания, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация передового педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства.
2. Дидактические умения – общепедагогические умения по определению конкретных целей обучения, выбору адекватных форм, методов и средств обучения, конструированию педагогический ситуаций, объяснению учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы.
3. Организационно-методические умения – интегративные педагогические умения по реализации учебно-воспитательного процесса: формирование мотивации учения, организация учебно-профессиональной деятельности учащихся, установление педагогически оправданных взаимоотношений, формирование коллектива, организация самоуправления.
4. Коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские и умения по педагогической режиссуре.
5. Прогностические умения – анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом обучения и воспитания.
6. Организационно-педагогические умения – общепедагогические умения по планированию воспитательного процесса, выбора оптимальных средства педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирование профессиональной направленности личности учащихся.
7. Конструктивно-технические умения – интегративные умения по проектированию профессионального обучения учащихся, разработке технологического процесса и конструированию технических устройств; включает проектирование учебно-производительной деятельности учащихся, разработку учебной и технико-технологической документации.
8. Производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным рабочим профессиям. Состав умений по каждой рабочей профессии и специальности определен в квалифицированных характеристиках.
9. Специальные умения – узкопрофессиональные умения по специальности в рамках какой-либо одной отрасли.
10. Для успешного осуществления педагогической деятельности очень важно, чтобы преподаватель в совершенстве владел обширной группой обозначенных умений.
Так, в ходе постановки им педагогических задач и их иерархизации, определение по степени важности, перестройки на занятии в зависимости от конкретных условий и ситуаций у преподавателя развивается такое профессионально важное качество, как педагогическое целеполагание. В процессе овладения преподавателем системой средств и способов решения задач, у него формируется педагогическое мышление. Его самоанализ, основанный на обобщенных принципах анализа педагогической деятельности, развивает профессионально-значимое качество – педагогическую рефлексию. В процессе организации оптимального педагогического общения у педагога формируется педагогический такт – как качество, характеризующее меру педагогического воздействия основанного на отношении к личности студента как главной ценности. Речь в данном случае идет о компетентности, позитивная оценка которой приводит к удовлетворенности деятельностью. Удовлетворенность деятельностью у педагога связана с высоким уровнем мотивации, позитивной оценкой не только собственной компетентности, но и результативностью своей деятельности, отношениями с коллегами и учащимися, позитивным отношением к материальной оценке своего труда и др.
Э. Ф. Зеер выделил следующие личностные параметры, которыми должен обладать преподаватель.
Профессиональная направленность – это интегральное качество личности, определяющее отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. К качествам, характеризующим направленность личности, следует отнести: профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, мотивы, призвание к инженерно-педагогической деятельности. А также общественную активность, доминантность, социальный оптимизм и др.
Профессиональная компетентность – это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирования личности другого человека. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, инженерно-техническая подготовка, педагогическая техника, умения и навыки по рабочей профессии широкого профиля и другое.
Психологической основой компетенции является готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций.
Профессионально-важные качества – это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.
Реализация воспитывающей функции требует от педагога комплекса значимых качеств, к которым относятся такие свойства, как идейная убежденность, долг, гражданственность, коллективизм, ответственность и социальный оптимизм. Формирование социально-значимых качеств происходит вследствие принятия личностью целей, ценностей и норм поведения педагогической интеллигенции.
Эффективность воспитательного воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью. Наряду с этими свойствами ему важно обладать выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью поведения, способностью предвидеть реакцию студентов при изменении педагогической ситуации, готовность к перестройке способов воздействия, способностью к сотрудничеству с учащимися.
Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере личности. Эмоциональная отзывчивость, способность поставить себя на место обучающегося, эмпатия, доброта, душевная щедрость наряду с такими стабилизирующими эмоциональное состояние свойствами как уравновешенность, уверенность в себе, самообладание, саморегуляция эмоциональных проявлений, составляет необходимые условия педагогического взаимодействия со студентами.
Управление учебно-воспитательным процессом требует от преподавателя интереса к общественной работе, склонности к организаторской деятельности, способности отражать психологический настрой учебной группы, наличие установки на достижение успеха, высокого качества учебно-воспитательной работы, особой чувствительности к межличностным отношениям, умение проектировать и создавать педагогические ситуации, адекватно и быстро реагировать на их изменения, требовательности, практической направленности ума, критичности, ответственности.
Важным компонентом большой группы профессионально-значимых качеств преподавателя вуза являетсякоммуникативность – качество необходимое для усиленного выполнения любой педагогической деятельности. Это общительность, эмоциональная экспрессия, развитая речь (правильное произношение, логичность, стройность изложения мыслей и т.п.), педагогический такт, способность понять душевное состояние учащегося по выражению лица, мимике, жестам, позе, походке.
Реализация обучающей функции требует от преподавателя склонности делиться своими знаниями, умениями, опытом, способности передавать их другим, логически и диалогически мыслить, рассуждать, доказывать. Педагог должен уметь анализировать, отбирать научно-техническую информацию и структурировать ее в учебный материал, диагностировать возможные познавательные затруднения обучающихся, проектировать и создавать проблемные ситуации, конструировать стратегические и тактические цели обучения.
Вооружение студентов системой технико-технологических знаний и умений требует от педагога развитого технического мышления, пространственного воображения, технической памяти, конструкторско-технологических способностей. Эти свойства объединяются одним интегральным качеством ? техническим интеллектом.
Таким образом, определение профессиональных компетенций современного преподавателя, их роли в профессиональной педагогической деятельности позволяет в конечном итоге обозначить основные направления их развития с целью достижения профессиональной успешности в педагогической деятельности.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Arxiv

Həmkara Dəstək. Технологии Blogger.