30.01.2015

Образ учителя и его формирование у студентов педагогических учебных заведений


Лишь немногим более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности. Учителями в школах работают в основном женщины. Уровень престижности профессии педагога падает. Эти проблемы является весьма острыми, так как имеет место искажение образа учителя.
В связи с этим важно формировать положительное отношение к профессии учителя у студентов педагогического ВУЗа и, кроме того, у учеников общеобразовательных учреждений, так как первоначально отношение к профессии учителя складывается именно в школе. Если студент работает со старшеклассниками, то положительное отношение к профессии учителя может сыграть и профориентационную роль.
В рамках данной работы нами было проведено исследование психолого-педагогического портрета современного педагога в представлении учителей и учеников. Теоретической базой исследования выступило представление о структурных компонентах психологического портрета учителя, выделенное И.А. Зимней.
Таким образом, можно отметить, что в структуре психологического портрета современного педагога в представлении учителей определяющими компонентами выступают характеристики «образованный, высокообразованный» и «саморегуляция». Кроме того, важными элементами в данном случае являются свойства, обозначаемые словосочетаниями «дает знания», «коммуникабельный», «креативный», «владеет современной техникой». Все это позволяет сделать вывод о том, что для современных учителей выбранная ими профессия ассоциируется с образом человека, который является специалистом своего дела, умеет общаться с другими людьми и идет в ногу со временем.
Аналогичная структура в отношении учащихся характеризуется преобладанием таких особенностей как «образованный, высокообразованный» и «коммуникабельный». Наряду с ними выделены такие свойства как «понимающий», «внешний вид» и «дает знания». Поэтому можно предположить, что в представлении детей современный педагог выступает человеком, который вызывает у них восхищение и демонстрирует хорошее отношение к ним.
Сопоставив обобщенные портреты современного педагога в представлении учителей и учеников друг с другом, можно отметить, что и те, и другие определяют специалиста в области образования как человека с некоторым набором знаний. Однако педагоги также ориентируются на уровень профессионализма, на умение выстраивать им собственное поведение, а ученики - на эмоциональные и личностные характеристики.
В конце были сделаны выводы и сформулированы рекомендации по изучаемой проблеме.
В работе с учениками - будущими студентами и собственно студентами необходимо проявлять ожидаемые ими положительные качества: «высокий уровень профессионализма», «педагогическое творчество, креативность», «открытость в общении», «общительность, открытость», «склонность к новшествам». Проявить эти качества студентам помогут психолого-педагогические методики.
Для того, чтобы быть удачным в профессии необходимо стремление человека к самосовершенствованию как в личностной, так и в профессиональной сфере, к самообразованию, к самоактуализации.
Немаловажно умение работать с современной техникой. У учителя больше шансов завоевать расположение учеников, если он владеет навыками работы на компьютере.
Отношение к педагогу зависит и от его внешнего вида. Учащиеся вкладывают в это понятие следующие признаки: красивый, стильный, ухоженный, модный и другие. Это говорит о том, что студенту, проходящему практику необходимо следить за тем, как он выглядит. Сдержанность, чувство меры и вкуса в одежде, причёске и макияже вносят свой вклад в формирование образа педагога.
Образ педагога складывается не только из его внешнего вида, но и из мимики, жестов, манеры общения, тембра голоса, походки и многого другого. Работа над собой в этом плане достаточно трудоёмка, чтобы достойно выглядеть, необходимо иметь развитые навыки самообладания и саморегуляции.
Основной рабочий инструмент педагога - это его голос. Существуют различные упражнения для его постановки и регулирования дыхания, что немаловажно.
Еще одной задачей по совершенствованию голоса педагога является соблюдение правил личной гигиены: предупреждение заболеваний, отказ от вредных привычек, температурный режим, здоровый сон.
Поведение учителя играет, пожалуй, главную роль в формировании отношения к нему. Умение оценить ситуацию, в которой существует возможность нарушить какое-либо требование педагогической этики, направляет учителя проявлять тактичность в поведении.
Не будем забывать, что одним из самых эффективных приёмов воспитания является личный пример. Если мы желаем сформировать положительное отношение студентов педагогического вуза и учеников общеобразовательных учреждений к профессии педагога, то мы должны вести себя соответственно.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Arxiv

Həmkara Dəstək. Технологии Blogger.