31.01.2015

Характеризуя педагогическую деятельность

, О. А. Лапина и Н. Н. Пядушкина указывают на следующие ее особенности .
Первая особенность профессиональной деятельности педагога состоит в том, что она находится в прямой зависимости и обусловлена спецификой деятельности воспитанника и наоборот.
Данная взаимосвязь и взаимообусловленность исходит из того, что субъектами педагогической деятельности выступают как минимум два человека, которые взаимодействуют в педагогическом процессе: воспитатель и воспитанник, учитель и ученик. Взрослый – всегда первый субъект, а ребенок, независимо от статуса, выступает вторым субъектом и педагогического процесса, и деятельности. Его индивидуальные особенности, многообразие и неординарность проявлений в конкретных ситуациях обусловливают своеобразие педагогической деятельности взрослого.
Вторая особенность профессиональной деятельности педагога в том, что в ней цели общества находятся в соответствии с потребностями, целями и мотивами деятельности педагога, который, развивая ребенка, приближает потребности, цели и мотивы деятельности воспитанника к общественно значимым.
Это специфика подтверждается тем, что педагогическая деятельность всегда была нужна обществу. Каждое общество имеет свой идеал и стремится к его достижению. Педагог, как один из главных участников общественного воспитания, призван и подготовлен обществом к реализации обозначенного общественного идеала.
Третья особенность профессиональной деятельности педагога заключается в различии и взаимообусловленности предметов деятельности каждого из ее субъектов. 
В деятельности воспитанников происходит частая смена предмета деятельности. Это зависит от того, что предмет деятельности воспитанника тесно связан с его потребностями. Круг потребностей развивающейся личности разнообразен.
В деятельности педагога всегда один предмет – деятельность его воспитанника.
Четвертая особенность профессиональной деятельности педагога в ее реальной обеспеченности, составляющими которой являются средства и способы их использования, в соответствии с характером труда субъектов.
Средствами педагогического воздействия выступают предметы и явления окружающего мира: природа, игра, музыка, мысли, знания, стихи, сама деятельность, общение, коллектив. Вне педагогической деятельности эти средства воздействуют на человека стихийно, и результат этого воздействия непредсказуем. Педагогическую направленность эти средства получают благодаря субъектам педагогического процесса (педагогу и воспитаннику).
Показателем действенности применяемых средств и методов является деятельность детей. Если она целесообразна, личностно и общественно значима, то средства педагогического воздействия достигают поставленной цели.
Пятая особенность профессиональной деятельности педагога в том, что результаты деятельности педагога и воспитанника взаимообусловлены, в процессе педагогической деятельности совершенствуется каждый из ее носителей.
Педагогическая деятельность преобразует всех участников педагогического процесса. Изменяя себя, каждый приобретает знания, умения, навыки, формирует личностные качества, развивает способности, удовлетворяет и обогащает свои потребности, реализует цели и мотивы, совершенствует окружающий мир и себя в нем.
Шестая особенность профессиональной деятельности педагога в том, что все ее функции должны реализовываться в комплексе.
Функциями педагогической деятельности являются:
• диагностическая – постоянное изучение детей, ближайшего окружения. Результативность педагогической деятельности напрямую зависит от знания педагогом особенностей детей, условий протекания педагогического процесса.
• Ориентационно-прогностическая – выражается в умении определять направления воспитания и обучения, ставить конкретные цели, задачи, выбирать способы достижения на каждом этапе педагогической работы.
• Конструктивно-проектировочная – обеспечивает отбор и компоновку учебного материала, планирование и построение педагогического процесса, проектирование собственной педагогической деятельности и деятельности воспитанников.
• Организаторская – предполагает вовлечение детей в намеченную воспитательную работу, включение их в разнообразные виды деятельности, стимулирование их активности, самостоятельности, творчества, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
• Информационно-объяснительная – реализуется через присутствующие в педагогическом процессе информационные составляющие. Педагог носитель научной, мировоззренческой и эстетической информации, источник культуры.
• Коммуникативно-стимулирующая – направлена на установление целесообразных отношений педагога с детьми.
• Аналитико-оценочная – обеспечивает обратную связь. В процессе аналитико-оценочной деятельности организуется постоянная сверка того, что прогнозировалось, с достигаемым результатом. Отклонения от нормы позволяют вносить в педагогический процесс соответствующие коррективы.
• Исследовательско-творческая – требует научного подхода к разнообразным педагогическим явлениям, грамотного и ответственного использования нововведений в практике педагогической работы, владения умениями научного поиска и использования методов исследовательской работы. Эта функция предполагает наличие в деятельности педагога творчества.
В педагогической деятельности все функции реализуются в комплексе и проявляются в работе педагога любой специальности.
Рассматривая особенности педагогической деятельности, необходимо также раскрыть ее структуру. 
Структурные компоненты педагогической деятельности:
• субъекты деятельности, т. е. участники деятельности (отдельные люди, группы людей, коллектив, общество);
• цель деятельности, т. е. тот результат, ради чего совершается деятельность, удовлетворяются потребности и реализуются мотивы;
• предмет деятельности, т. е. то, что изменяется, преобразуется, на что направлена деятельность (формирование и развитие личности обучающегося);
• методы, средства, способы и характер труда, т. е. его реальная обеспеченность (методы и средства воспитания и обучения, сама личность педагога);
• результат деятельности (продукт), т. е. то, что достигнуто (духовные ценности – образованность и воспитанность личности).
Основными направлениями деятельности педагога дошкольного образования являются:
• организация мероприятий по укреплению здоровья ребенка и его физическому развитию, различных видов деятельности и общения детей, занятий по основной общеобразовательной программе дошкольного образования;
• взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения;
• методическое обеспечение образовательного процесса. 
Согласно квалификационной характеристике основными видами профессиональной деятельности педагога дошкольного образования являются:
• воспитательно-образовательная: воспитание детей дошкольного возраста в разных видах деятельности (познавательной, игровой, двигательной, трудовой, художественно-эстетической), создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей условия для разностороннего развития дошкольников.
• Учебно-методическая: подготовка к занятиям, разработка конспектов, игр, занятий, сценариев праздников, досугов. Составление календарно-тематических и перспективных планов, посещение занятий коллег; повышение педагогической квалификации. Разработка образовательных программ, дидактических и методических материалов для проведения игр, занятий.
• Социально-педагогическая: планирование и проведение педагогом мероприятий по социальной профилактике в процессе воспитания и обучения, оказание помощи в социализации и адаптации дошкольников, оказание помощи родителям.
• Культурно-просветительская: формирование общей культуры дошкольников (культуры общения, поведения и т.д.), педагогическое просвещение родителей, жителей микрорайона, где находится дошкольное учреждение.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Arxiv

Həmkara Dəstək. Технологии Blogger.