30.01.2016

Определение эффективности деятельности классных руководителей

 Концепция модернизация российского образования до 2010 года направлена на создание условий для повышения качества образования. Каждое образовательное учреждение стремится достичь высоких показателей качества обучения, воспитания и социализации учащихся.
Приоритетным национальным проектом “Образование” особое внимание уделяют деятельности классного руководителя. Наиболее сложной педагогической проблемой является определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в классе. В ходе работы городской экспериментальной площадки “Оценка качества образования” в МОУ СОШ № 2 эта тема стала одним из направлений исследования.
Эффективность педагогического процесса характеризует степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Следовательно, прежде чем определять результативность деятельности, необходимо точно определить цели и задачи классного руководителя, его функции и формы работы.
С целью определения данных задач в школе № 2 г. Калининграда было проведено заседание МО классных руководителей, на котором были рассмотрено Письмо МО РФ № 21 от 03.02. 2006 г. “Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений”, в котором отражены основные функции деятельности классного руководителя.
Определив основные направления деятельности классных руководителей, в школе проведен педагогический совет “Роль классного руководителя в реализации НП “Образование”, на котором учителя выделили проблему – как оценить эффективность воспитательной работы. Это послужило первым шагом к введению в школе рейтинговой оценки деятельности учителя. Педагоги в ходе деловой игры выработали критерии, по которым необходимо оценивать работу воспитателей. Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать через деятельность и результативность.
“Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя” (из Письма МО РФ № 21 от 03.02. 2006 г.). В ходе экспериментальной работы нами были выделены следующие критерии и разработан инструментарий:
Оценка деятельности
Направление деятельности
Критерии
Методика оценки
Организация воспитательной деятельности
  • количество проведенных внеклассных тематических мероприятий за отчетный период
  • количество посещений учреждений культуры, экскурсий, походов
  • Участие класса в общешкольных мероприятиях;
  • Участие класса в районных, городских, региональных мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)
  • Отчет классного руководителя
  • Анализ посещения
  • Отчет классного руководителя
  • Анализ проведения общешкольного мероприятия
  • Анализ мероприятия
  • Анкетирование “Классный руководитель глазами воспитанников”
Взаимодействие с социально – психологической службой, педагогическими работниками
  • кол-во обращений, беседы с детьми, совместные рейды
  • Отчет классного руководителя,
    Отчеты специалистов социально-психологической службы
Взаимодействие с родителями
  • кол-во родительских собраний, % присутствия;
  • рейды в семьи;
  • беседы с родителями;
  • Протоколы родительских собраний;
  • Протоколы рейдов
Методическая деятельность классного руководителя
  • Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью
  • Анализ методической деятельности
Оценка результативности деятельности классных руководителей
Критерии
Показатели
Методика оценки
охваченность учащихся внеурочной занятостью
  • охваченность учащихся внеурочной занятостью
Анализ листа занятости учащихся, анкетирование
Профилактика
правонарушений
  • количество учащихся, состоящих на всех видах учета
Стат.данные по школе по профилактике
Организация ученического самоуправления в классе
  • уровень развития ученического самоуправления в классе
“Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе” пр. М.И. Рожков
Методика О.В. Лишина “Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива”
Уровень воспитанности
  • сформированность системы отношений к социально-значимым культурно-духовным нормам и ценностям;
  • сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания;
3 – 6 классы: С.М. Петровой “Пословицы”
6 - 8 класс: Диагностика личностного роста школьников” П.В. Степанов
9-11 класс: “Диагностика личностного роста школьников” П.В. Степанов
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе
  • Отношение учащегося к основным сторонам жизнедеятельности в школе
  • Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания
Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”
Методика Е.Н. Степанова “Изучение удовлетворенности родителей работой ОУ”
Для оценки деятельности классного руководителя была составлена карта:
Оценка деятельности классного руководителя_____ класса МОУ СОШ № 2 за ____
1. Классные мероприятия
Мероприятия
Кол-во
1.
Тематические классные часы (указать темы)
2.
Выход в театр
Выход в кинотеатр
Выход в музей, на выставки
Выезд на природу, т/б, экскурсии по области
2.Общешкольые мероприятия
Мероприятия
1.
3.Участие в районных, городских, региональных мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)
Мероприятия
баллы
1.
4. Социальная защита детей и профилактика правонарушений
Кол-во б/п по ТЖС
Кол-во рейдов в семьи
Кол-во уч-ся на ВШУ
Кол-во уч-ся на КДН, ПДН
Кол-во правонарушений в классе
Кол-во конфликтных ситуаций
Взаимодействие с психологом, соцпедагогом (кол-во обращений, беседы с детьми, совместные рейды)
5. Учебная деятельность класса
Качество знаний
Неуспевающие (на протяжении уч. года)
Занятость в системе допобразования
6. Классное самоуправление
Высокий уровень
Средний уровень
Разовые поручения
Отсутствует
7.Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью (указать названия)
Школьный
городской
Региональный
Всероссийский
Педсоветы, совещания (воспитат. тематика)
Семинары (воспитат. тематика)
Мастер-классы, творческие мастерские
Конкурсы
Зам по ВР______________________

Разработанная модель и технология мониторинга эффективности деятельности классного руководителя может быть реализована в любом образовательном учреждении для оценки качества воспитательного процесса.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Arxiv

Həmkara Dəstək. Технологии Blogger.