Определение эффективности деятельности классных руководителей
Концепция модернизация российского образования до 2010 года направлена на создание условий для повышения качества образования. Каждое образовательное учреждение стремится достичь высоких показателей качества обучения, воспитания и социализации учащихся.
Приоритетным национальным проектом “Образование” особое внимание уделяют деятельности классного руководителя. Наиболее сложной педагогической проблемой является определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в классе. В ходе работы городской экспериментальной площадки “Оценка качества образования” в МОУ СОШ № 2 эта тема стала одним из направлений исследования.
Эффективность педагогического процесса характеризует степень успешности функционирования педагогической системы в достижении цели. Следовательно, прежде чем определять результативность деятельности, необходимо точно определить цели и задачи классного руководителя, его функции и формы работы.
С целью определения данных задач в школе № 2 г. Калининграда было проведено заседание МО классных руководителей, на котором были рассмотрено Письмо МО РФ № 21 от 03.02. 2006 г. “Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений”, в котором отражены основные функции деятельности классного руководителя.
Определив основные направления деятельности классных руководителей, в школе проведен педагогический совет “Роль классного руководителя в реализации НП “Образование”, на котором учителя выделили проблему – как оценить эффективность воспитательной работы. Это послужило первым шагом к введению в школе рейтинговой оценки деятельности учителя. Педагоги в ходе деловой игры выработали критерии, по которым необходимо оценивать работу воспитателей. Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать через деятельность и результативность.
“Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости). Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя” (из Письма МО РФ № 21 от 03.02. 2006 г.). В ходе экспериментальной работы нами были выделены следующие критерии и разработан инструментарий:
Оценка деятельности
Направление деятельности
|
Критерии
|
Методика оценки
|
Организация воспитательной деятельности
|
|
|
Взаимодействие с социально – психологической службой, педагогическими работниками
|
|
|
Взаимодействие с родителями
|
|
|
Методическая деятельность классного руководителя
|
|
|
Оценка результативности деятельности классных руководителей
Критерии
|
Показатели
|
Методика оценки
|
охваченность учащихся внеурочной занятостью
|
|
Анализ листа занятости учащихся, анкетирование
|
Профилактика
правонарушений
|
|
Стат.данные по школе по профилактике
|
Организация ученического самоуправления в классе
|
|
“Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе” пр. М.И. Рожков
Методика О.В. Лишина “Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива”
|
Уровень воспитанности
|
|
3 – 6 классы: С.М. Петровой “Пословицы”
6 - 8 класс: Диагностика личностного роста школьников” П.В. Степанов
9-11 класс: “Диагностика личностного роста школьников” П.В. Степанов
|
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе |
| Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”
Методика Е.Н. Степанова “Изучение удовлетворенности родителей работой ОУ”
|
Для оценки деятельности классного руководителя была составлена карта:
Оценка деятельности классного руководителя_____ класса МОУ СОШ № 2 за ____
1. Классные мероприятия
№
|
Мероприятия
|
Кол-во
| |
1.
|
Тематические классные часы (указать темы)
| ||
2.
|
Выход в театр
| ||
Выход в кинотеатр
| |||
Выход в музей, на выставки
| |||
Выезд на природу, т/б, экскурсии по области
|
2.Общешкольые мероприятия
№
|
Мероприятия
| ||
1.
|
3.Участие в районных, городских, региональных мероприятиях (непосредственное участие классного руководителя)
№
|
Мероприятия
|
баллы
| |
1.
|
4. Социальная защита детей и профилактика правонарушений
Кол-во б/п по ТЖС
|
Кол-во рейдов в семьи
|
Кол-во уч-ся на ВШУ
|
Кол-во уч-ся на КДН, ПДН
|
Кол-во правонарушений в классе
|
Кол-во конфликтных ситуаций
|
Взаимодействие с психологом, соцпедагогом (кол-во обращений, беседы с детьми, совместные рейды)
|
5. Учебная деятельность класса
Качество знаний
|
Неуспевающие (на протяжении уч. года)
|
Занятость в системе допобразования
|
6. Классное самоуправление
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Разовые поручения
|
Отсутствует
|
7.Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью (указать названия)
Школьный
|
городской
|
Региональный
|
Всероссийский
| |
Педсоветы, совещания (воспитат. тематика)
| ||||
Семинары (воспитат. тематика)
| ||||
Мастер-классы, творческие мастерские
| ||||
Конкурсы
|
Зам по ВР______________________
Разработанная модель и технология мониторинга эффективности деятельности классного руководителя может быть реализована в любом образовательном учреждении для оценки качества воспитательного процесса.
0 коммент.:
Отправить комментарий