Классный руководитель
в современной школе
1.1. Классный руководитель в школе, специфика его работы
Классный руководитель - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своём классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно- воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний укреплении дисциплины и порядка в классе.
Основное в деятельности классного руководителя - воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Но к их решению он подходит прежде всего как воспитатель. Он помогает учителям в повышении качества обучения.
Классный руководитель лишь частично непосредственно организует детскую жизнь и деятельность. Значительно большую роль в этом смысле играют родители, учителя-предметники, наставники, мастера, руководители кружков, секций, студий, организующие быт, учебный и общественно полезный труд, общественную деятельность, туризм, краеведение, техническое и художественное творчество школьников. Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса, его соответствие целям гуманистического демократического воспитания и активность участия в нем детей. Для этого необходима диагностика, достаточно полная осведомленность воспитателя об участии ребенка в различных видах деятельности, его отношениях в группах, характере и содержании общения, формирующихся потребностях и интересах, стимулах и мотивах поведения. На основе информации, получаемой от самих детей, от непосредственных организаторов их жизни, классный руководитель контролирует состояние воспитательных отношений, дает советы, вносит педагогические коррективы в течение жизни.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья учащихся. Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим учащимся, организует работу классного коллектива в общественном полезном труде, в важнейших общешкольных мероприятиях. Он также взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимопонимания. Классный руководитель- член педагогического коллектива. Организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а под руководством директора школы и его заместителей, в тесном контакте с другими учителями. Но по сравнению с другими учителями он чаще и больше общается с учащимися. Его общение с ними не обрывается после звонка. Он и после уроков выступает в роли воспитателя. Воспитательная работа классного руководителя не ограничивается рамками школы. Он поддерживает тесную связь с семьёй. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого ученика. В любом классе, в том числе в самом организованном и дисциплинированном нужна повседневная воспитательная работа, направленная на формирование положительных качеств и на преодоление отрицательных. Как уже было сказано, классный руководитель по сравнению с другими педагогами больше общается с семьёй. Он информирует родителей об учебной работе и поведении школьников, намечает вместе с ними пути совместной работы по их воспитанию.
Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает своих учеников не только словом, но и личными примерами, своим поведением. Не маловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлечённость профессией, гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим учащимся. Классному руководителю необходимы и такие качества, как коммуникативность, дружеское расположение, вежливость в общении. Успех работы классного руководителя зависит и от наличия у него информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе. К основным качествам, необходимым классному руководителю, следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. Успех работы классного руководителя во многом и от умения у него ряда прикладных, творческих умений: умение петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать, рисовать, выразительно читать. Классный руководитель – ближайший наставник учащихся своего класса. Он призван организовать жизнь школьников, управлять их развитием. Его почётное дело - непосредственное воспитание детей и молодёжи, формирование жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно, здорового поколения.
Классный руководитель ставит и осуществляет единые воспитательные задачи. Так, он стремится приучить детей к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. Одних нужно вовремя поощрить, других- умело наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить. Классному руководителю надо хорошо знать о своих учениках, понимать их, уметь организовать полезную учебно-общественную деятельность с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. Хорошее знание учащихся поможет уладить недостатки в поведении.
Эффективность и качество воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от систематической работы по повышению их квалификации. Для того чтобы хорошо воспитать учащихся, им самим надо быть хорошо воспитанными и высокообразованными, постоянно пополнять и совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство. Важнейшей формой повышения квалификации классного руководителя является самообразование. Систематическая работа классного руководителя по повышению квалификации обеспечивает постоянное движение их к вершинам педагогического мастерства.
Однако сегодня до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг их полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими педагогических задач. В связи с этим актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.
Для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах из числа наиболее опытных учителей назначаются классные руководители. Их необходимость обусловлена тем, что в этих классах учебную и воспитательную работу ведет несколько учителей, деятельность которых нуждается в определенной координации.
Классный наставник, учитель и воспитатель в одном лице является главным действующим лицом в системе вальдорфской педагогики. Стержневой идеей его деятельности является индивидуальный подход, в результате которого он должен путем выявления склонностей, способностей, типов восприятия и мышления сформировать учебный план для каждого ученика. Классный руководитель в течение восьми лет преподает общеобразовательные предметы и обеспечивает взаимодействие учеников с другими преподавателями и родителями. Задачей вальдорфской педагогики является «искусство пробуждать» творческие природные способности человека, воспитание свободной, духовно развитой личности.
Кроме того, многие виды внеклассной работы, такие, например, как создание и воспитание ученического коллектива, организация общественно полезного труда, многочисленные виды нравственной и художественно-эстетической деятельности учащихся, непосредственно не входят в обязанности учителей – предместников и возлагаются на классного руководителя.
Институт классных руководителей в нашей школе имеет свою историю. ДО 1917 г. в гимназиях и других средних учебных заведениях Российской империи существовала должность классного наставника, на которую назначались штатные преподаватели, отвечавшие за воспитание учащихся и осуществлявшие надзор за их поведение. Была учреждена также должность помощника классного наставника, или классного надзирателя, который следил за поведение учащихся в классе и вне школа ( на улицах, в театрах, на частных квартирах и т.д.).
В своеобразной форме этот институт существует также и в современных школах некоторых зарубежных стран. В Бельгии, например, учителя не занимаются воспитанием и дисциплиной учащихся. Их обязанность – обеспечивать полный объем знаний учащихся по тому предмету, который они преподают. Все остальное – забота воспитателей. Они досматривают за порядком в классе и проводят внеклассные мероприятия. На эту должность чаще всего берут молодых людей, так как в бельгийских школах большинство учителей женщины.
Классный руководитель - педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе.
Основная задача классного руководителя - скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.
Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста учащихся и сложившимися в классе взаимоотношениями. Отношения с каждым учащимся строятся классным руководителем с учетом его индивидуальных особенностей. Деятельность классного руководителя основывается на потребностях каждого конкретного классного коллектива, каждого конкретного ребенка, и главное в ней - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
1.2. Основные функции и обязанности классного руководителя
в школе
Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса. Классный руководитель выполняет несколько функций. Рассмотрим наиболее важные функции классного руководителя.
организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам) –состоит в активном содействии классному самоуправлению, развитию детской самодеятельности.
воспитательную (формирование личности и коллектива)
коммуникативную (организация общения);
координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);
коррекционную (преобразование, изменение личности);
экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);
административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).
Идейно-воспитательная функция -проявляется как аналитико-обобщающая. Необходимость налаживать взаимодействие четырех коллективов (учащихся, учителей, родителей, общественности) подчеркивает значение функции координационно-информационной. Важность непосредственного доверительного контакта с детьми в целях своевременного снятия психических напряжений делает актуальной психологическую функцию.
Стимулирующе-тормозящая функция- дает возможность активизировать общественно ценную деятельность детей и приостанавливать негативную.
Импровизационно-творческая функция- обеспечивает классному руководи-телю повышенную контактность, эффективность общения, целенаправленного взаимодействия с детьми.
В качестве важнейших функций ( от лат.functio - исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая, организаторско- стимулирующая, объединительно- сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим кратко сущность каждой их них.
а) Когнитивно-иагностическая функция (от лат.cognitio – знание, познание; diagnos – определение). Она связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процесс учебно-воспитательной деятельности.
б) Организаторско-стимулирующая функция. Она обусловливается тем, ч то участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся. Главное здесь – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием м свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы ( например, встреча Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д.) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.
в) Объединительно-сплачивающая функция. Эта функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологических микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности учащихся
г) Координирующая функция классного руководителя. Обусловлена она тем, что, поскольку, как уже отмечено выше необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе. В качестве проблем для такой работы могут выступать и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения и т.д.
д) Личностно-развивающая функция. Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков, утверждение достоинства в межличностной общении и т.д.
Осуществление указанных функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей.
К ним относятся:
а) всестороннее изучение учащихся;
б) разъяснение и внедрение правил поведения учащихся;
в) повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой, а также регулирование объема домашних заданий;
г) периодическое проведение ученических собраний в классе;
д) вовлечение учащихся в кружковую работу;
е) организация общественно полезного труда;
ж) оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений.
Основные обязанности классного руководителя определены Уставом средней общеобразовательной школы. В круг этих обязанностей входит тесное сотрудничество с другими учителями, ученическим комитетом, пионерским отрядом и комсомольской организацией, с воспитателями группы продленного дня, а также советами содействия семье и школе на предприятиях и учреждениях; оказание своевременной учебной помощи учащимся; проведение мероприятий, содействующих укреплению здоровья учащихся; организация общественно полезного труда воспитанников; ведение установленной документации (составление плана работы на четверть, оформление классного журнала, контроль за дневниками учащихся класса); представление руководству школы сведений об успеваемости; посещаемости и поведении учащихся.
Классный руководитель работает под непосредственным руководством директора школы и его заместителей. Они же оказывают ему необходимую организационно-педагогическую помощь.
1.3.Цель обучения и воспитания классного руководителя
Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний, фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.
Управляя ученическим коллективом класса, координируя деятельность педагогов, работающих с данным классом, классный руководитель занимает двоякую позицию. С одной стороны - он представитель администрации школы, а с другой - представляет интересы учащихся своего класса в ходе управленческой деятельности.
Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его «Я – концепции». Роджерс назвал «значимым для человека учение» и считал, что только таковым оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться:
1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них.
2. Классный руководитель чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, т.е. проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно.
3. Классный руководитель проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каков тот есть.
4. Классный руководитель проявляет эмпатию к ученику, способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
5. Классный руководитель играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т.е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.
Для родителей и учителей ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: «Я высказывания» активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.
Можно выделить следующие закономерности воспитания.
1. Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.
2. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие – через физические упражнения,
Нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач.
3. Содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, классный руководитель рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания за-
4. трудняется и нарушается соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий классного руководителя в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности классного руководителя превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем классного руководителя.
Хороший учитель чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор.
- только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;
- организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.
Как указывал Л.С. Выготский, « учитель с научной точки зрения – только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником».
Ситуация успеха – это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление – самое общее условие создания ситуации успеха.
- воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влиянием. Скрытая позиция классного руководителя обеспечивается совместной деятельностью, интересом классного руководителя к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, уважительным и демократическим стилем общения.
- целостность личности предписывает классному руководителю целостность воспитательных влияний.
Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути влияния на сознание, чувства поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с воспитателем.
1.4. Методы воспитания для практической работы классного руководителя
Изучение школьников классным руководителем проводится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются следующие: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент, рейтинг и метод компетентных оценок. Как же использовать их в процессе воспитания школьников? Повседневное наблюдение за поведением и деятельностью учащихся.
Сущность этого метода заключается в том, чтобы наблюдая за учащимися в различных условиях учебной и внеклассной работы, выявлять особенности их отношения к выполнению школьных обязанностей, черты характера, культуру поведения и т.д. Чтобы делать по этим вопросам обобщающие выводы, нужно владеть фактами и примерами, которые характеризуют устойчивые, а не случайные явления. Например, когда наблюдая за тем или иным из учащихся, классный руководитель замечает, что на уроках он не может сдерживаться и ведет себя неспокойно, на переменах с криком бегает по коридору, толкает товарищей и т.д. логично сделать вывод о недостаточной его дисциплинированности. Если на какого-нибудь ученика учителя жалуются, что он списывает домашние задания или совсем не выполняет их, нужно предполагать, что он требует постоянного внимания и помощи в улучшении домашней учебной работы. Подобные наблюдения и фактический материал классный руководитель должен накапливать не только по учебной учащихся, но и по их нравственным проявлениям, отношению к общественно полезной деятельности, состоянию здоровья и физического развития, поведению в свободное время и т.д.
Индивидуальные групповые диагностические беседы с учащимися, учителями и родителями. С их помощью классный руководитель имеет возможность узнать, как относится тот или иной школьник к учебным занятиям, чем интересуется и занят во внеурочное время, какие трудности испытывает в овладении знаниями. В задушевных индивидуальных беседах учащиеся рассказывают о своих успехах и неудачах в учебе, характере отношений с одноклассниками и т.д.
Изучение результатов деятельности учащихся. В школе проводятся различные конкурсы, выставки, даются домашние задания. Сами школьники проявляют творческие способности и мастерят различные поделки. Классный руководитель нередко дает им различные поручения. В итоге обнаруживается, что некоторые школьники любят рисовать, другие с увлечением изучают математику, третьи занимаются коллекционированием, четвертые посвящают свой досуг изготовлению различных моделей и т.д. По результатам этой разнообразной деятельности классный руководитель может судить не только об увлечениях, но и склонностях и способностях учащихся, делать прогнозы их развития, устанавливать контакты с учителями и родителями по этим вопросам, чтобы они учитывали все это в своей работе.
Посещение учащихся на дому. Этот метод позволяет накапливать представления о том, как живет и работает тот или иной ученик в домашних условиях, как соблюдает режим, какая атмосфера в семье, чем заполняет он свое свободное время, с кем дружит и т.д. Очень важное значение имеют здесь контакты с родителями, их мнения, просьбы, жалобы и т.д. Все это дает материал для дальнейшего улучшения внеклассной работы.
Естественный эксперимент. Сущность его состоит в том, что дети включаются в какую-нибудь деятельность, и педагог наблюдает за их поведение не в искусственно созданных условиях, а в процессе обычной работы и таким образом изучает их особенности. Например, классу поручается закончить начатую ранее уборку участка школьного двора. Но поскольку работы там немного, классный руководитель, предлагает принять участие в ней тем, кто пожелает сам. И вдруг обнаруживается, что некоторые из учащихся, которых обычно хвалят за хорошую учебу и общественную активность, не изъявляют желания принять участие в труде. Замечая это, классный руководитель делает вывод, что с этими учащимися необходимо усилить работу по воспитанию у них трудолюбия. В качестве подобных «естественных ситуаций» при изучении учащихся могут выступать обсуждение на собрании плохих поступков отдельных учащихся, когда нужно проявить принципиальность и требовательность к товарищу, и др. Вот здесь классный руководитель и видит, у кого эти качества есть, а у кого их нет.
Для изучения школьников классные руководители используют также методы рейтинга и компетентных оценок. Об их сущности речь шла в главе, в которой раскрывались методы педагогического исследования. Здесь, же нужно сказать, что они позволяют накапливать материал об особенностях поведения учащихся, их характерах, интересах, творческих способностях и склонностях.
Изучение школьников – процесс непрерывный. Классный руководитель не только обращает внимание на особенности поведения, характера и разнообразной деятельности своих воспитанников, Нои на те изменения, которые происходят в их развитии. Вот почему с помощью рассмотренных выше методов классный руководитель определяет также ту динамику, которой характеризуется уровень воспитанности школьников, и прогнозирует дальнейшую коллективную и индивидуальную работу в классе. Все это требует, чтобы оно постоянно фиксировал и накапливал данные о результатах изучения учащихся и глубоко анализировал их. А.С. Макаренко считал необходимым, чтобы педагог вел дневник изучения учащихся, регулярно записывал важнейшие факты их поведения, видел тенденции их развития и на этой основе прогнозировал и проектировал воспитательную работу.
Для практической работы классного руководителя больше всего подходит следующая классификация методов
воспитания:
- методы убеждения, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией
( внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждения);
- методы упражнений (приручений), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);
- методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения ( критика, поощрения, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики.
1.5. МАСТЕРСТВО
Следующей ступенью профессионального роста классного руководителя является мастерство. Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности классного руководителя есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Как видим, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой отточенностью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. В нем могут иметь место и определенные творческие элементы, оно они отнюдь не обязательны. Главное в нем – совершенная реализация и осуществление на практике психолого-педагогической теории и передового опыта учебно-воспитательной работы, которые способствуют достижению высоких показателей в обучении и воспитании.
Безусловно, для выработки педагогического мастерства классный руководитель, как уже отмечалось, должен обладать необходимыми природными данными, хорошим голосом, слухом, внешним обаянием и т.д. Однако несмотря на важное значение этих природных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, едва ли не определяющую роль играют качества приобретенные. А.С. Макаренко подчеркивал, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать.
«Я убежден, - писал он, - что научить воспитывать так же легко, может быть, как научить математике, как научить читать, как научить хорошим фрезеровщиком или токарем, и я учил.
В чем заключается такая учеба? Прежде всего в организации характера педагога, воспитании его поведения, а затем в организации его специальных знаний и навыков, без которых ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, так как у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как нужно говорить. Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение…Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет».
Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет классный руководитель (воспитатель), делая необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал.
1.6. Форма работы классного руководителя
Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходит развитие и самоопределение подростков. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта; формирование навыков критического отношения к информации, и в том числе аудиовизуальной.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
К выбору форм работы классный руководитель подходит творчески, учетом условий жизни школы, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать. Планируемые им формы, различного содержания «классные часы», призваны охватить анализом весь целостный учебно-воспитательный процесс, кристаллизовать его ведущие идеи в сознании детей, помочь дать оценку формирующимся идеалам, ценностным ориентациям, вкусам, выразить принципиальное отношение к наносному, чуждому, вредному.
Рассмотрим в общих чертах сущность и структуру наиболее актуальных форм работы классного руководителя.
«Час знаний и убеждений» посвящается анализу складывающихся у учащихся мировоззренческих представлений, политических, нравственных, эстетических идеалов, ценностных ориентаций. С учетом освоенного школьниками учебного материала, знания текущих общественно-политических событий, новых явлений в науке и искусстве классный руководитель с ребятами определяет тему собеседования, обсуждения, диспута. По избранной теме готовятся сам воспитатель и все учащиеся. Школьники выступают с сообщениями, задают вопросы, высказывают суждения и убеждения. В ходе обсуждения классный руководитель делится своими соображениями. В заключительной части «Часа» он высказывает свои суждения, оценки знаний, соображений, взглядов, убеждений ребят, дает им четкое представление о том, что ими хорошо усвоено, над чем работать, какие нравственные, эстетические взгляды необходимо переосмыслить. Сегодня, когда в политике, экономике, общественных науках, искусстве происходит переоценка многих ценностей, вся эта аналитическая и оценочная работа воспитателя приобретает особый смысл и значение.
Во время «Часа труда» дети активно обсуждают доступные их пониманию вопросы перестройки экономической жизни страны, а также практику собственных трудовых отношений в коллективе. «Час труда» может превращаться в своеобразное производственное совещание, на котором обсуждаются вопросы организации труда старшеклассников, качества продукции, отношения ребят к делу, распределению заработанных средств. Если «Час труда» по общим экономическим вопросам может быть организован как семинар, то по трудовым отношениям в коллективе – как собрание или совещание, посвященное назревшим актуальным вопросам, противоречиям и конфликтам.
«Час коллектива» представляет собой своеобразную форму собрания коллектива класса. На нем ставятся и осмысливаются актуальные проблемы жизни общешкольного и классного коллективов, состояния самоуправления, выполнения общественных поручений, коллективных отношений, поведения отдельных ребят. Вместе с активом класса воспитатель выявляет назревшую тему, изучает положение дел. Все ребята специально готовятся к выступлениям: изучают положительный опыт и недостатки. В течение «часа» проводится свободная дискуссия, формируются основные выводы и решения, выдвигаются темы и вопросы для очередного «Часа коллектива». Когда «Час коллектива» проходит как отчетное общее собрание, с ответами выступают уполномоченные и ответственные по видам деятельности: староста, культорг, хозорг, физорг, редактор стенгазеты , турорг. Обсуждаются и результаты соревнования, дежурства по школе, организации самообслуживания, проведения вечеров, походов, физкультурных и спортивных мероприятий. Во время всех дискуссий классный руководитель выражает свое мнение в тактичной, ненавязчивой форме. Заключительным моментом «часа коллектива» является выражение общественного мнения: принятие согласованного решения, обращения, рекомендаций, пожеланий.
«Час творчества» организуется как подведение итогов работы учащихся класса в кружках, хореографических, изобразительных. Музыкальных студиях, школах искусств, на станциях техников и юннатов, в клубах, а также дома. Он представляет возможность каждому ребенку или группе детей проявить себя, показать, на что они способны, услышать мнение о результатах своего творчества, узнать о себе что-то новое и самоутвердится. Это позволяет классному руководителю активно влиять на духовный мир детей, на формирование их художественно-эстетических представлений, мировоззренческих убеждений. «Час творчества» лучше всего организовывать тематически: целиком посвящать либо научно-техническому творчеству; либо отчету классного вокально-инструментального ансамбля; либо поэзии; либо выставке рисунков, изделий прикладного характера, коллекций; либо творческим играм. Заблаговременно классный руководитель и дети договариваются о теме «часа», ведут к нему подготовку. В общей его структуре обязательными элементами являются: а) показ умений, поделок, моделей, рисунков – всего самостоятельно сотворенного; б) обсуждение результатов творчества, высказывание оценок, советов, суждений, рекомендаций по дальнейшему совершенствованию навыков, умений, мастерства.
«Час семьи» по содержанию направлен на осмысление опыта семейной жизни. Школьники обсуждают примеры жизни семей, в которых росли выдающиеся личности. Перед ними выступают интересные люди, их собственные родители, а сами дети рассказывают о своем отношении к папам и мамам, другим членам семьи, к бытовому труду, к духовному общению в семье. Классному руководителю важно разобраться в том, какие представления о жизни черпают в семье, как соотносят их с теми, которые приобретают в школе, в общественных организациях, из источников массовой информации. Классный час может быть посвящен и проблемам улицы. Детям надо предоставить возможность активно обсуждать свою жизнь во дворе, в неформальной группе. Сколько времени у ребят занимает улица, с кем они дружат, во что играют, какова атмосфера, содержание отношений и общения.
Таким образом, классный руководитель посредством основных форм своей работы с детьми превращается в мозговой политико-синтетический центр системы воспитания. Он оказывает ребенку решающую педагогическую помощь в осознании им процесса собственной жизни и деятельности, что превращает его в активного и сознательного субъекта воспитания.
1.7.Система работы классного руководителя и его основные
направления
Успех в работе классного руководителя во многом зависит от ее плановости и систематичности. Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания. Поэтому важно согласовывать ее со всеми другими звеньями школьной работы, ориентируясь на общешкольный годовой план.
Организационно-педагогическая работа классного руководителя включает в себя постоянное изучение учащихся, мероприятия по организации и форматированию коллектива учащихся, а также совместную работу с пионерским отрядом или комсомольской группой и родителями учащихся.
Эта работа в соответствии с рекомендациями «Примерного содержания воспитания школьников» предусматривает формирование коммунистического мировоззрения и нравственности, трудовой воспитание и профориентацию, воспитание ответственного отношения к учению и учебных умений, правовое, эстетическое и физическое воспитание.
Система в работе классного руководителя предполагает целесообразное сочетание форм и методов просвещения с организацией практической деятельности школьников. Классный руководитель, как правило, работает с одним и тем же составом учащихся несколько лет. Поэтому логика в воспитательных мероприятиях должна прослеживаться не только по месяцам, но и по учебным годам.
Основные направления классного руководителя это:
1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
2. Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
3. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
4. Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
5. Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
6. Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.
1.8. Педагогические задачи классного руководителя
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.
По мнению В.А. Сластенина, учитель, вовлеченный в воспитательную систему самой логикой действительности, поставлен перед необходимостью решения бинарных групп педагогических задач. Это:
* аналитическо-рефлексивные задачи, т.е. задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса, его элементов, возникающих затруднений и др.;
* конструктивно-прогностические задачи, т.е. задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработкой и принятием педагогического решения, прогнозированием результатов и последствий принимаемых решений;
* организационно-деятельностные задачи - задачи реализации различных вариантов учебно-воспитательного процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;
* оценочно-информационные задачи, т.е. задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективной оценки;
* коррекционно-регулирующие задачи, т.е. задачи коррекции протекания педагогического процесса, установления необходимых коммуникативных связей, их регуляция и поддержка.
Полнота присутствия этих задач в сознании и деятельности педагога определяет уровень его субъектности в воспитательной системе.
Еще одной важной задачей классного руководителя по обеспечению целостности учебно-воспитательного процесса является координация деятельности и налаживания взаимоотношений четырех ведущих коллективов: детского воспитательного, учителей, работающих с классом, родителей и трудового (базового предприятия). В детском коллективе классный руководитель способствует организации ученического самоуправления, установлению деловых отношений ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. Он взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимной требовательности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справедливости. С коллективом учителей, работающих в классе, классный руководитель обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных форма работы. Взаимодействия с родительским коллективом строятся на обмене информацией, единстве требований, осуществлении родительского педагогического всеобуча, участии родителей в отдельных формах педагогической работы с детьми. Отношения с трудовым коллективом организуются как шефские, деловые и свободного общения.
Непосредственное общение с детьми, идейное, духовно-ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состояниям детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно ценных результатов, проявляя при этом целеустремленность, волю и мужество. Воспитательный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание, а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект. Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности: осознание ее целей, требований, перспектив; познание в ее процессе своих сил и возможностей; преодоление (самоопределение) своих слабостей и осуществление самовоспитания. Классный руководитель, анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь, процесс их становления как личностей, формирования их мировоззрения, творческих способностей, предстает перед ними в качестве мыслителя, помогающего активно участвовать в становлении собственной личности, развитии и организации поведения.
1.9.Воспитательный процесс и его закономерности
Первая закономерность: воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.
Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную активность и т.п.
Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотиваций. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.
Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. При этом происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая процесс образования и воспитания как единый, необходимо выделять специфику этих двух социально-педагогических явлений. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению сферы своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений.
Такой подход требует постоянной коррекции содержания как учебной, так и внеучебной деятельности учащихся.
Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога ( отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, но проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.
При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.
Сущность целостности воспитательного процесса - в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека (развитию индивидуальности ребенка и его социализации). Такой подход к организации воспитательной работы предполагает реализацию следующих условий:
· на уровне педколлектива каждый педагог должен работать на общую цель: не содействовать достижению общей цели, а именно обеспечивать его;
· во-вторых, комплексно решать задачи обучения, развития и воспитания на каждом уроке, системе уроков так, чтобы каждая часть (урок) работала на целое (процесс);
· в-третьих, обеспечить единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. При этом необходимо установление связей между элементами педагогической системы. Ими являются информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.
Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленной на развитие сущностных сфер человека. Эти сферы характеризуют образ его жизнедеятельности, гармоничность, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие среди людей.
Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.
Принципы всегда соответствуют целям и задачам воспитания, в соответствии с возможностями их достижения.
1.10.Профессиональная пригодность классного руководителя
Всякая профессиональная деятельность требует от человека определенной склонности, необходимых физических и психических данных, а также соответствующего личностного развития. Например, при отборе к летнему делу проверяют зрение, слух, реактивность нервной системы, способность переносить большие физические нагрузки и т.д. Не зачислят на флот человека, если он не в состоянии пе6реносить морские качки. При назначении на многие руководящие должности учитывают организаторские умения и способности человека, его коммуникабельность. При отсутствии милосердия и высокой нравственности не в состоянии как следует исполнять свои обязанности врач. Не в меньшей степени является важной профессиональная пригодность человека к педагогической деятельности, к воспитанию людей. Недаром выдающийся русский химик Д.И. Менделеев писал:
«К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».
Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни. Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний , умений и практической сноровки, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна, как отмечено выше, склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств.
Профессиональная пригодность к педагогической деятельности связана с наличием у человека физического и психическог7о здоровья, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку и т.д. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, также относятся: склонность к работе с детьми, коммуникабельность ( стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе. Все это вполне поддается медицинской и психолого-педагогической диагностике, определенному тестированию. К сожалению, при наборе студентов в педагогические институты и на педагогические отделения университетов пока не предусматривается определение их профессиональной пригодности, зачисляют всех, кто сдает необходимые вступительные экзамены. Вот почему в школу попадает немало учителей, заведомо профессионально непригодных, что резко отрицательно сказывается на обучении и воспитании учащихся.
1.11.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УМЕЛОСТЬ
Есть просто умелый классный руководитель (воспитатель), который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть классный руководитель, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие же классные руководители, кроме мастерства обогащают методику обучения и воспитания. А есть классные руководители – новаторы, которые делают настоящее педагогические открытия, прокладывают новые пути в обучении и воспитании, обогащая педагогическую теорию.
В чем же состоит сущность этих характеристик деятельности классных руководителей и каковы показатели их профессионального роста ?
Под педагогической умелостью классного руководителя следует понимать такой уровень профессионализма, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владении психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.
Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
Педагогическая умелость – это основа профессионализма классного руководителя, без которой невозможно работать в школе. Она базируется на достаточной теоретической и практической подготовке классного руководителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и совершенствоваться в школе. Так, классному руководителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. Несколько упрощая дело, можно сказать, что система этих знаний, умений и навыков в той или иной мере определяется нормативными курсами психологии, педагогики и частных методик, которые изучаются в педагогических учебных заведениях и на педагогических отделениях университетов. К сожалению, нельзя сказать, что все классные руководители хорошо владею этими нормативными курсами, что, естественно, отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.
0 коммент.:
Отправить комментарий