Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива
3.1.Создание ученического коллектива
Только сплотив учащихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание. Основные вопросы методики организации и воспитания ученического коллектива детально освещены в специальной главе на эту тему. Поэтому здесь следует коснуться лишь некоторых особенностей работы классного руководителя в этом направлении.
Создание ученического коллектива, как и воспитание вообще, нужно начинать со знакомства с учащимися. Приступая к работе с классом, классному руководителю нужно просмотреть личные дела учащихся, побеседовать с учителями, проанализировать классный журнал за предыдущий учебный год и составить для себя общее представление об успеваемости, положительных сторонах и недостатках класса с тем, чтобы определить более верный подход к организации воспитательной работы.
Большое значение в создании коллектива имеет умелое предъявление с первых же дней занятий педагогических требований к учащимся. Для этого обычно в самом начале учебного года классный руководитель проводит специальное собрание. На этом собрании он обстоятельно знакомит учащихся с важнейшими школьными правилами и разъясняет им, как они должны вести себя на уроках и переменах, выполнять домашние задания и участвовать в общественной жизни класса. Предъявление требований в самом начале учебного года побуждает учащихся к анализу своего поведения и переживанию внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем поведения, что в конечном итоге стимулирует их работу над собой.
Необходимой предпосылкой формирования ученического коллектива является организация самоуправления в классе и воспитание актива.
В состав актива обычно входят лучшие учащиеся, которые хорошо учатся и пользуются уважением среди своих товарищей. Активистов надо регулярно инструктировать и помогать им в решении предстоящих задач. Нужно детально разъяснять, какие обязанности возлагаются на старосту класса, руководителей различных комиссий. Но этого мало. Важное значение имеет практическая помощь классного руководителя в работе актива. Поэтому необходимо учить активистов разрабатывать намеченные мероприятия, помогать им в распределении общественных поручений и давать советы при возникновении тех или иных трудностей.
Большое значение в работе классного руководителя с активистами имеют задушевные индивидуальные беседы. В процессе таких бесед классный руководитель многое узнает о классе, о взаимоотношениях учащихся, а также о тех трудностях, с которыми сталкиваются активисты в своей деятельности, и имеет возможность своевременно поддерживать их настроение, ободрить хорошим советом, чуткостью.
Наконец, в работе с активистами нужно осуществлять тактичный контроль за выполнением ими своих обязанностей. Налаженность работы самоуправления создает действенную поддержку усилиям классного руководителя по улучшению учебно-воспитательного процесса в классе и сплочению ученического коллектива.
Едва ли не самым важным в воспитании ученического коллектива является умение классного руководителя организовать содержательную внеклассную работу с тем, чтобы учащиеся были увлечены практическими делами, чтобы перед ними всегда стояли воодушевляющие задачи-перспективы. Вот почему опытные классные руководители много думают над тем, чтобы с первых дней работы с классом вовлечь учащихся в практическую внеклассную деятельность, возбудить интерес к ней. Ребята с интересом участвуют в коллективных прогулках, в походах по родному краю, в различных экскурсиях, в общественно полезном труде и т.д.
ОПЫТ НА ПРАКТИКЕ
Вот как начал свою работу с пятиклассниками один из классных руководителей 11-средней школы г. Гомеля. В первый е выходной день после начала учебного года он организовал коллективный поход-прогулку в лес с посещением места бывшей партизанской стоянки. Ребята любовались позолотой осени, собирали грибы, слушали содержательный рассказ классного руководителя о боевых подвигах людей в годы Великой Отечественной войны Прогулка заинтересовала всех, и пятиклассники возвратились домой бодрые, радостные, полные волнующих впечатлений. Потом ребята по предложению классного руководителя решили установить шефство над соседним детским садом и стали готовить игрушки и сувениры для малышей. Эта работа потребовала распределения обязанностей, поиска необходимых материалов, подготовки небольшого концерта художественной самодеятельности. Следующее мероприятие – подготовка вечера сказок и т.д. В процессе совместной практической деятельности между учащимися установились деловые отношения, формировалась ответственность за порученное дело, раскрывались способности каждого пятиклассника, а главное – крепло товарищеское сплочение, рождался дух коллективизма.
Организация интересных практических дел учащихся создает основу для накопления положительных традиций в классе, что в свою очередь способствует обогащению жизни коллектива и его развитию. В качестве таких традиций выступают обмен памятными сувенирами со своими преемниками перед окончанием учебного года, праздники труда, повторяющиеся из года в год спортивные мероприятия, выставки поделок и т.д.
Таковы некоторые особенности работы классного руководителя по созданию ученического коллектива. Одновременно с этим проводится разнообразная работа по всестороннему воспитанию учащихся и, в частности, по улучшению успеваемости, нравственному и эстетическому воспитанию, а также по выработке трудолюбия.
Используемые классным руководителем методы и формы воспитания толерантной личности имеют свою специфику в процессе реализации в зависимости от возрастного этапа развития учащихся. Классному руководителю необходимы знания особенностей развития ребенка на различных возрастных периодах развития и учет как возрастных, так и индивидуальных особенностей детей в процессе формирования установки у ребенка на восприятие, отношение и действие в окружающей социальной действительности и в отношении с другими людьми на основе таких личностных качеств как эмпатия, доброжелательность, аутентичность, принятие чувств, конфронтация и самопознание.
3.2.Работа классного руководителя по повышению успеваемости,
трудовому и нравственному воспитанию учащихся
Специфический характер имеет работа классного руководителя по повышению успеваемости учащихся. Она включает в себя следующие направления.
Прежде всего классный руководитель использует классный коллектив для повышения требований к учащимся по вопросам учебы и дисциплины. С этой целью проводятся специальные собрания, на которых анализируется состояние учебной работы в классе, заслушиваются отчеты отдельных учащихся о выполнении ими правил поведения.
Значительное место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные беседы об обязанностях школьников в учении, о культуре умственного труда, а также контроль за их домашней работой. Вместе с тем классный руководитель обязан развивать любознательность учащихся. Он знакомит их с достижениями науки и техники, проводит экскурсии в научные лаборатории и на производство, пропагандирует научно-техническую литературу, вовлекает учащихся в кружковые занятия. Задача классного руководителя – вовремя заметить отставание школьника в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь.
Ответственный участок деятельности классного руководителя – нравственное и трудовое воспитание. С помощью различных внеклассных мероприятий ( бесед, лекций, докладов, ученических вечеров и т.д.) он знакомит учащихся с современной жизнью страны, с различными общественными событиями в стране и за рубежом, проводит диспуты на моральные темы, литературно-художественные вечера и т.л. Однако общественное и моральное воспитание нельзя сводить только к словесным формам работы. Большое значение здесь должна занимать общественная работа и трудовая деятельность. С этой целью организуются различные виды общественного полезного и производительного труда учащихся, работа по самообслуживанию, сбор лекарственных растений, посильное участие в благоустройстве и ремонте школы, а также труд на промышленных предприятиях, проводится работа по профессиональной ориентации.
В функции классного руководителя входит организация культурно-массовой работы и досуга учащихся, вовлечение их в оздоровительно-спортивную деятельность. Классный руководитель вместе со школьным врачом проводит санитарно-гигиеническое просвещение школьников, заботится о проведении профилактических прививок и медицинских осмотров, участвует в организации физкультурно-спортивных соревнований и праздников.
Свою многообразную воспитательную работу классный руководитель проводит совместно с детскими и юношескими организациями – спортклубами, товариществами и т.д.
Таково содержание и формы воспитательной работы классного руководителя с коллективом учащихся.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Классный руководитель (воспитатель) должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В следствии коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. В этом я вижу будущее трудового обучения.
Именно классный руководитель реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.
Об определяющей роли педагога-воспитателя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практики и высказывания многих известных педагогов. Известный русский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников».
В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания «Заслуженный учитель», «Учитель методист», «Старший учитель».
В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их творческая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педагогические институты и университеты. При них работают курсы для абитуриентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя была не ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.
Но общественное положение и престиж учителя, классного руководителя в немалой степени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед учителем, классным руководителем возникает ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к классному руководителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять бучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от классного руководителя, учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.
0 коммент.:
Отправить комментарий