30.01.2016

Так же можно выделить несколько типов задач, которые решает классный руководитель в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями:
   Социальные задачи включают в себя защиту ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.
   Диагностические задачи - правильная организация системы воспитания. Для этого классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом не превышать меру знаний о ребенке в соответствии с этическими нормами.
   Воспитательные задачи связаны с ориентацией детей на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкрети­зация нравственных норм в реальной жизни.
   Процессуальные задачи - выбор эффективных педагогических средств, планирование работы с классом, контроль и рефлексия деятельности.
   Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Классный руководитель решает поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным в работе классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями, которые можно распределить на три уровня:
   I. Целевые функции.
К ним относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Основными функциями, определяющими содержание деятельности классного руководителя, являются следующие:
  • воспитание детей;
  • социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.
Задача классного руководителя заключается в интегрировании усилий всего педагогического коллектива в реализации этих функций.
   II. Социально-психологические функции.
организаторская (поддержка положительной доской инициативы, связанной с повышением уровня жизни; внимание акцентируется не столько на организации деятельности учащихся классным руководителем, сколько на помощи в самоорганизации);
- функция сплочения коллектива (классный руководитель акцентирует свое внимание на развитии ученического самоуправления).
   III. Организация и управление деятельностью.
- диагностическая функция (классный руководитель определяет исходный уровень и постоянно отмечает изменения воспитанности учеников; эта функция направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребенка, на выявление причин неэффективности результатов и дает возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом);
- функция целеполагания  (взаимодействие классного руководителя с учащимися в определении целей воспитательной деятельности; при этом доля участия педагога зависит от возраста учащихся; реализация этой функции отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя);
- функции контроля и коррекции (эти функции направлены на выявление положительных и отрицательных результатов взаимодействия классного руководителя с учащимися; на основе анализа этих результатов осуществляется коррекция деятельности классного руководителя).
Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми, которые различаются:
1)  по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная;
2)  по способу влияния педагога – непосредственные.
В свою очередь, по времени проведения формы работы делятся на:
  •  кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);
  • продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);
  • традиционные (регулярно повторяющиеся).
По субъекту организации классификация форм может следующей:
  • Организаторами детей являются педагоги, родители и др. взрослые;
  • Организация деятельности осуществляется на основе сотрудничества;
  • Инициатива и ее реализация принадлежит детям;
 Все формы так же классифицируются по результату:
  • Результат - информационный обмен
  • Результат - выработка общего решения (мнения)
  • Pезультат - общественно значимый продукт           
 По числу участников формы делятся на:
- Индивидуальные (педагог-ученик) — охватывают всю внеклассную деятельность. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счете, определяют успешность всех других форм, к которым относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнения совместных поручений, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе и т.д.;
- Групповые (педагог-группа учащихся) - творческие группы, органы самоуправления, микрокружки (в этих формах - классный руководитель - рядовой участник или организатор, который помогает каждому проявить себя и создать условия для получения в группе значимого положительного результата);
-  Массовые (педагог - несколько групп, классов) - конкурсы, спектакли, походы, спортивные соревнования и др. Роль педагога в данном случае зависит от возраста учени­ков и рядя других условий. Классный руководитель может выполнять роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером овладения опытом более знаю­щих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности. 

0 коммент.:

Отправить комментарий

Arxiv

Həmkara Dəstək. Технологии Blogger.